Ибн Асакир сказал о нем: «Венец Ислама, имам всех имамов, главный авторитет в фикхе, в чьем главенстве нет сомнений у ученых Запада и Востока, чьи неизмеримые достижения признают все арабы и не-арабы (иджма), подобно которому свет не видел ни до, ни после него»
- Гыяс аль-Умам;
- Мугис аль-Хальк;
- Нихайя аль-Матлаб фи Дирая аль-Мазхаб – Конец поиска знаний в [шафиитском] мазхабе – его величайший труд, который Ибн Асакир оценил как не имеющий подобных за всю историю Ислама;
- Мухтасар ан-нихая.
- Аль-Бурхан;
- Ат-Талхыс;
- Аль-Варакат.
- по каламу (по акыде):
- Аш-Шамиль;
- Аль-Иршад;
- Ан-Низамийя.
«Я не ем и не сплю просто так, по расписанию, а лишь только, когда сон одолевает меня, будь это день или ночь, и ем, если еда становится необходимой, неважно, в какое время».
«Я не говорил про акыду, пока не выучил 12 тысяч страниц лишь из слов кади Абу Бакра [аль-Бакилляни]».
Осуждение антропоморфизма
Мушаббиха говорят, что имам отошел от своих убеждений и покаялся в конце жизни лишь на основе вырванных из контекста слов имама: «теперь я вернулся ото всего этого».
Всевышний Аллах не может быть описан атрибутом, который предполагает возможность изменения, поскольку предвечность (кидам) и изменяемость – это полные противоположности.В отношении нас качество созданных (аль-худус) определяется возможностью изменения. Следовательно, мы утверждаем, что Всевышний чист от этого.Составленность из частей (ат-таркиб), обладание размером и формой (ат-такаддур уа ат-тасаввур) в отношении нас характеризуется возможностью (вариантов). Нет комбинации частей без возможного другого варианта.Также нет границ (хадд), размера (кадр), длины (туль) ширины (‘ард), кроме такого их варианта, при котором остаются возможны (с точки зрения разума) и другие варианты. Все эти качества творения, будучи возможными, зависят от того, как пожелал Создатель.А Всевышний Аллах Пречист от них!Это и есть смысл слов господина всего человечества : «Кто знает себя, знает своего Господа»2.
Суть в том, что, кто бы ни познал себя, он понимает, что он сам полностью зависим, а Аллах не нуждается ни в чем.
Некоторые группы описали Всевышнего такими понятиями, как занимание места (ат-тахаюз), определенным направлением (джиха). Другие крайние течения пошли еще дальше и приписали ему форму и образ – Пречист Он от того, что говорят еретики!
Другая группа выбрала путь опустошения (та'тиль). Их умы воздержались от любого осознания Сущности Аллаха, и они заключили, что того, что мысль не может описать, не существует. Если бы они были успешны, то поняли бы, что знание того, что Аллах существует, не становится невозможным из-за нашей неспособности ('аджз) познать Его Сущность.
Это и есть причина заблуждения опустошителей Божественных атрибутов (аль-му'аттиля), и они являются противоположностью тем, кто сравнивает Аллаха с творениями (аль-мушаббиха).
Что касается Людей Истины, то они следовали прямой дорогой – путем абсолютной истины. Они поняли, что созданное нуждается в Создателе, который не нуждается ни в ком и ни в чем. Они поняли, что если бы Создатель нуждался в чем-то, то Он бы походил на творения. Однако Люди Истины, понимая, что не могут познать Сущность Аллаха, не отрицали существование Аллаха. Также они и не объявляли непознаваемым существование Аллаха, Существование которого обязательно [с точки зрения разума], даже при нашей неспособности понять Его Сущность.
В связи с этим мы говорим:
У ашаритов есть две законные позиции относительно утверждения атрибутов – что либо их нужно оставить в соответствии с их смыслом, однако ограничивая это трансцендентностью (т. е. тем, что Аллах чист от качеств созданных), либо же толковать их.Первая позиция – это то, что восходит к саляфам, и именно об этом выборе говорит имам в «Рисаля ан-Низамийя» и также в других своих работах по каламу.И поэтому это возвращение означает возвращение от та'виля (толкованию) к тафвиду (оставление истинного смысла Аллаху). И ни один из этих методов не осуждается, потому что это вопрос иджтихада [какому из них следовать]. Мы имеем в виду: толкование или поручение [смысла этих аятов] Аллаху наравне с утверждением трансцедентности и [Его свободы от любых качеств созданных].
А большой проблема и ужасное бедствие - утверждение значений этих сифатов согласно их буквальному значению, не отвергая того, что Всевышний может характеризоваться качествами созданных. А это убеждение идолопоклонников, антропоморфистов (тех, в чьих сердцах – сомнение – сура 3, аят 7), и их сомнение побуждает их преследовать аллегорию (в поисках фитны). Вечное проклятие Аллаха над ними! Как же смеют они сочинять ложь, и как мало они, на самом деле, знают!7
Основные источники:
- Ибн ас-Субки, Табакат аш-Шафи'ийя аль-Кубра, 5:165-222, №477;
- Ибн Асакир, Табйин Казиб аль-Муфтари, сс. 272-278;
- Аз-Захаби, Сияр А'лям ан-Нубала', 14:16-21, №4313.
- 1.См.: Ибн ас-Субки, Табакат аш-Шафи'ийя аль-Кубра (3:390-393, 4:209-210).
- 2.Передает аль-Маварди от Айши в "Адаб ад-Дунья уа ад-Дин": Пророка спросили: «Кто из людей лучше знает своего Господа?» Он ответил: «Тот, кто знает себя лучше всего», – цитируется в "Кашф аль-Хафа" (2:343).
Та формулировка этого хадиса, которую приводит Ибн аль-Джувейни, – это от Яхьи ибн Му'аза ар-Рази, передающего от Ибн ас-Сам'ани, как приводит это аз-Закарши в "Тазкира" (стр. 129) и ас-Суюти в "Ад-Дурар аль-Мунтазира" (стр. 258, №420). Аль-Кари в "Аль-Асрар аль-Марфу'а" (сс. 337-338, №506) сказал: «Этот смысл выведен из того, что говорит Всевышний: «А кто отвратится от веры Ибрахима, кроме тех, что обманывают себя?» (2:130) Другой логический довод – аят: «Не будьте, о верующие, подобны тем, которые забыли права Аллаха, не выполняя свой долг перед Ним, за что Он заставил их забыть самих себя, ниспослав на них беды, и они не знали, что полезно для них, а что вредно»(59:19). Cмысл этого – кто пренебрегает своей душой, не знает своего Господа, и наоборот».
- 3.Имеется в виду Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а.
- 4.Сравни: слова имама ар-Рази: «Антропоморфист не поклоняется полностью Аллаху, потому что он поклоняется образу, который создал в своем воображении, а Аллах чист от подобных вещей» – имам Али аль-Кари, Шарх аль-Фикх аль-Акбар (стр. 90).
- 5.Ибн аль Джувейни, Ан-Низамийя (сс. 14-16), Глава «Что невозможно в отношении Аллаха».
- 6.Главы под названием «Что обязательно утверждать в отношении атрибутов Аллаха» (сс. 51-68), «Подтверждение Его Знания атрибутами» (сс. 125-131) и другие.
- 7.Ибн ас-Субки, Табакат аш-Шафи'ийя аль-Кубра (5:191-192).