Имам Даруль-Хиджра, имам Лучезарной Медины – так величали имама Малика, рахимахуллах. Будучи великим мухаддисом и муджтахидом, имам Малик, рахимахуллах, был также известен своим набожным, воздержанным, богобоязненным и правдивым характером.  

Большое количество ученых и мухаддисов выделяли богатство знаний имама Малика, рахимахуллах, и величие написанных им трудов, самым известным из которых является «Китабуль-Муватта».

Имам Шафии, рахимахуллах, так говорил о «Китабуль-Муватта»: «На всей земле нет более достоверного сборника (китаб), чем "Муватта"». Следует, однако, учесть, что имам Шафии, рахимахуллах, умер в 204-м году (по хиджре), т. е. до составления сборника «Сахих» Бухари. Ныне общепризнанно, что «Сахих» Бухари — книга №1 в своей области.

Имам Малик, рахимахуллах, родился в эпоху табиинов. Он приобрел знания у известных представителей этого поколения, а также у многих факихов и мухаддисов.

Уже к 17-ти годам, благодаря развитым умственным способностям, а также старанию, стремлению и тяге к обучению, имам Малик, рахимахуллах, приобрел большой багаж исламских знаний самого высокого качества. Именно в это время с разрешения своих учителей и ученых имам Малик, рахимахуллах, начал преподавать и давать фетвы. 

Родословная:


Малик ибн Анас ибн Малик ибн Аби Амир ибн Умар ибнуль-Харис ибн Гайман ибн Джушайль ибн Амр ибнуль-Харис аль-Асбахи

Также известен как


Абу Абдулла и имам Даруль-Хиджра.

Год и место рождения:


Наибольшего доверия заслуживает сообщение о том, что имам Малик, рахимахуллах, родился в 93-м г. (по хиджре) в районе Зи Марва в Джарфском регионе.

Особенности:


Имам Малик, рахимахуллах, был табиу-табиином, и поэтому он приобрел большое количество знаний у табиинов.

Приобретение знаний:


С самого младенчества имам Малик, рахимахуллах, был окружен садами Лучезарной Медины. Имам Малик, рахимахуллах, не покидал Лучезарную Медину с целью получения знаний. Его собственный дом был средоточием знаний. 


Имам Малик, рахимахуллах, обучался Корану у Нафи' и Абдуррахмана. Он также старался получить знания и от других людей, в частности, у Абдуррахмана ибн Хурмуза, Сафвана ибн Сулайма, ибн Шихаба Зухри и др.

Некоторые из учителей имама Малика, рахимахуллах:


Раби’атур-Ра’и, Нафи' Маула ибн Умар, Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб Зухри, Амир ибн Абдулла ибн Зубайр, Зейд ибн Аслам, Саид Макбари, Абу Хазим, Салма ибн Динар, Шарик ибн Абдулла ибн Абу Нумайр, Салих ибн Кайсан, Абуззинад, Мухаммад ибн Мункадир (да будет доволен ими Аллах).

Некоторые из учеников имама Малика, рахимахуллах:


У имама Малика, рахимахуллах, обучалось большое количество мусульман. Кади Ияд, рахимахуллах, говорит, что их было более 1300. Среди них были даже учителя самого имама Малика, рахимахуллах, а также ученые, его коллеги и молодые ученики. Так, у имама Малика, рахимахуллах, обучались Ибн Шихаб Зухри, Яхья ибн Саид аль-Кари, Язид ибн Абдулла, Суфьян Саури, Ауза’и, Суфьян ибн Уяйна, Абдуррахман ибн Махди, Абдулла ибн Мубарак, имам Шафии, Ибн Касим, Абу Асим и многие другие (да будет доволен ими Аллах).

Труды имама Малика, рахимахуллах:


Кади Ияд  приводит следующий список произведений имама Малика, рахимахуллах:


1. «Китабуль-Муватта»,
2. «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр»,
3. «Аль-Мудавванат-уль-Кубра»,
4. «Рисаляту Малик филь-Ак'дыя»,
5. «Рисаляту Малик иля Гассан ибн Мухаммад ибн Мутарриф филь-Фатва»,
6. «Рисаляту Малик иля Харун-ир-Рашид аль Машхурату филь-Адаби валь-Маваиз»,
7. «Тафсиру Гариб-иль-Коран»,
8. «Китаб-ус-Сирр»,
9. «Рисаляту Малик иля Ляйс фи Иджма’и Ахлиль-Мадина».

Характер имама Малика, рахимахуллах:


- Имам Малик, рахимахуллах, был очень осторожен в вынесении фетв.
- Имам Малик, рахимахуллах, был очень строг в выполнении Сунны.
- Имам Малик, рахимахуллах, презирал дурные новшества. 
- Он самым религиозным образом следовал вероучениям (акыде) в полном соответствии с Кораном и Сунной.
- Хотя в эпоху имама Малика, рахимахуллах, появилось большое количество различных сект, имам Малик, рахимахуллах, не приближался ни к одной из них.
- Когда упоминалось имя Священного Пророка , имам Малик, рахимахуллах, даже менялся в лице.

- Имам Малик, рахимахуллах, никогда не произносил хадис без омовения,
- Халиф Харун Рашид предложил выставить книгу имама Малика, рахимахуллах, «Муватта» в Каабе и обязать всех мусульман следовать имаму Малику, рахимахуллах, во всех правовых вопросах. Имам Малик, рахимахуллах, отказался, ответив: «Воздержись от этого, ибо сами сподвижники Пророка придерживались разных мнений по второстепенным вопросам. Простой народ уже следует этим различным мнениям. Все находятся на прямом пути».


Метод обучения имама Малика, рахимахуллах:


Имам Малик, рахимахуллах, назначал своего писаря Хабиба читать хадисы из «Муватты» (прославленного сборника хадисов, составленного имамом Маликом, рахимахуллах). Ученики и другие присутствующие внимательно и безмолвно слушали Хабиба из страха и уважения к имаму Малику, рахимахуллах. Ни один ученик не осмеливался заглянуть в его сборник и задать вопрос. Когда Хабиб ошибался при чтении, имам Малик, рахимахуллах, сразу же исправлял ошибку. Если ученики толпились у порога, имам Малик, рахимахуллах, приглашал их войти внутрь. Время от времени, имам Малик, рахимахуллах, сам читал из «Муватты». Яхья ибн Букайр говорил: «14 раз я слышал, как сам имам Малик, рахимахуллах, читал из "Муватты"».

Дочь имама Малика, рахимахуллах, Фатима знала «Муватту» наизусть. Во время уроков она обычно вставала за дверью, и, если чтец совершал ошибку, она стучала ногтями по двери. Имам Малик, рахимахуллах, понимал намек и исправлял ошибку.

Сын имама Малика, рахимахуллах, Яхья впоследствии также стал великим ученым. Он ездил в Египет и давал уроки по хадисам.

Дети и внуки имама Малика, рахимахуллах:


Ибн Хазм, рахимахуллах, писал: «У имама Малика, рахимахуллах, было два сына: Яхья и Мухаммад. А также один внук – Ахмад ибн Яхья ибн Малик».


У имама Малика, рахимахуллах, была также и дочь Фатима.

Смерть имама Малика, рахимахуллах:


В последние годы жизни имам Малик, рахимахуллах, предпочитал оставаться в одиночестве. Он даже не посещал пятничные молитвы и говорил, что не каждый может открыто назвать причину своего поведения.

Согласно другому сообщению, имам Малик, рахимахуллах, говорил, что у него слабый мочевой пузырь. Он считал, что в таком состоянии находиться в Масджид-Набави  было бы неуважительно. Он также сообщил, что не хотел бы открыто заявлять о своей болезни, так как это было бы подобно тому, что он жалуется на то, чем его наделил Аллах. Имам Малик, рахимахуллах, оставался болен в течение 22-х дней. В понедельник, 14-го Рабиуль-Авваля 179-го г. (по хиджре) имам Малик, рахимахуллах, покинул этот мир.


(Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы вернемся)

Ибн Канана и Ибн Зубайр совершили гусль. Сын имама Малика, рахимахуллах, Яхья и его ученик (каллиграф) Хабиб поливали тело водой. Как и пожелал имам Малик, рахимахуллах, его обернули в белую ткань. Эмир Медины Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Ибрахим возглавил джаназа-намаз. Перед смертью имам Малик, рахимахуллах, произнес ташаххуд (слова подтверждения единственности Аллаха) и после этого сказал:

«Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого» (Коран, 30:4).