Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Аби Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари, аль-Басри, аш-Шафии. 

Его имя Али ибн Исмаил, кунья Абуль-Хасан. Он потомок великого сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах). Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внёс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.

Основание школ вероучения

Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). По причине близости их жизни ко времени посланничества среди них было очень мало разногласий – ведь у них  была возможность даже самую незначительную подробность  уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  в хадисах. Поэтому у них не было необходимости самостоятельно составлять науки в области вероучения, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа – то есть шариатские науки.

Позднее произошло следующее. С одной стороны, на убеждения мусульман стали оказывать влияние вероучения иудеев и христиан, живших в мусульманском мире, с другой стороны, появились люди, толкующие Коран по-своему, которые верили в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали философы – материалисты и софисты, пытающиеся взвесить всё в мире: понятное и непонятное, известное и неизвестное – на ложных весах разума. Таким образом, влияние различных теорий и культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся учёных Ислама уточнить убеждения веры, которые  были у сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и передать их последующим поколениям.

Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, эти учёные доказали ложность неправильных воззрений, указав на те основы и правила, которые содержатся в убеждениях лучшего из всех творений и его сподвижников. Они доказали истинность этих убеждений, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы исламских наук и упорядочили их.

Одним словом, они создали мазхабы (школы), поскольку все вышеперечисленное и означает создать мазхаб. Среди тех учёных, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) и Абу Мансур аль-Матуриди (да будет доволен им Аллах). Абу Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) и его выдающиеся ученики. Имам аль-Аш’ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, и в их трудах не больше двадцати разногласий по второстепенным вопросам, большая часть из которых – словесного характера (например, когда можно говорить: «ИншаАллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху (Свят Он и Велик), я мусульманин), – или являются ли блага неверующего благами, если укрепляют его в неверии и т. д.).

Ашариты и матуридиты

С того времени как имамы аль-Аш’ари и аль-Матуриди основали свои школы,  их последователей стали называть ашаритами и матуридитами. Большая часть приверженцев четырёх мазхабов в фикхе являются последователями имама аль-Аш’ари в вопросах вероубеждения: об этом свидетельствуют слова выдающегося учёного-шафиита Иззуддина ибн Абдуссалама, которого называли повелителем учёных, а также знаменитого учёного маликитского мазхаба Ибн аль-Хаджиба, и корифея наук ханафитского мазхаба – аль-Хасири. 

Имам Муртаза аз-Забиди (1145-1205 х/1732-1790 м) сказал: 

وذكر العز بن عبد السلام أن عقيدة الأشعري أجمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو ابن الحاجب وشيخ الحنيفة جمال الدين الحصيري، وأقرَّهُ على ذلك التقيُّ السبكي فيما نقله عنه ولده التا

«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хасири согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»1.

 

Хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 х/1105-1176 м) сказал:

وأكثر العلماء في جميع الأقطار عليه وأئمة الأمصار في سائر الأعصار يدعون إليه، ومنتحلوه هم الذين عليهم مدار الأحكام، وإليهم يرجع في معرفة الحلال والحرام، وهم الذين يُفتون الناس في صعاب المسائل،ويعتمد عليهم الخلق في إيضاح المشكلات والنوازل، وهل من الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق له أو منتسب إليه أو راضٍ بحميد سعيه في دين الله أو مُثنٍ بكثرة العلم عليه

«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах, в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя, те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»2.

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:

قلت : أنا أعلم أن المالكية كلهم أشاعرة ، لا أستثني أحدا ، والشافعية غالبهم أشاعرة ، لا أستثني إلا من لحق منهم بتجسيم أو اعتزال ، ممن لا يعبأ اللَّه ، به ، والحنفية أكثرهم أشاعرة ، أعني يعتقدون عقد الأشعري ، لا يخرج منهم إلا من لحق منهم بالمعتزلة ، والحنابلة أكثر فضلاء متقدميهم أشاعرة ، لم يخرج منهم عن عقيدة الأشعري ، إلا من لحق بأهل التجسيم ، وهم فِي هذه الفرقة من الحنابلة أكثر من غيرهم

«Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и мутазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты, кроме тех немногих, кто последовал за Ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханбалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах»3.

Жизнь имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари

Имам аль-Аш’ари родился в 260-м году по хиджре в семье исламского ученого Абу Бишра ибн Исмаила. Имам Абуль-Хасан был ещё ребёнком, когда умер его отец Исмаил. Сам Исмаил тоже был учёным, придерживающимся пути Ахлю-с-Сунна. Перед смертью Исмаил завещал известному учёному, имаму в науках фикха и хадисов Закарийе ас-Саджи присмотреть за сыном и воспитать его. Закарийя ас-Саджи придерживался шафиитского мазхаба и впоследствии передал имаму Абуль-Хасану большое количество хадисов, которые тот использовал в своем толковании к Корану в 50-ти томах.

Имам Абуль-Хасан Али рос во второй половине 3-го века по хиджре. Это было время расцвета противоречий в политике и идеях. В течение его жизни сменилось шесть халифов:

1. Аль-Му’тамид ‘ала-ллах (256–279 гг. х.), 2. Аль-Му’тазид (279–288), 3. Аль-Муктафи би-ллах (288–295), 4. Аль-Муктадир би-ллах (295–320), 5. Аль-Кахир (320–322), 6. Ар-Рази (322–332).

При жизни имама персидские правители – бану Бувейх – отобрали власть в исламском халифате у Аббасидов, но Аббасиды оставались духовными предводителями мусульман. При его жизни африканцы устроили политический переворот на территории между Шамом и Бахрейном, а также бесчинствовали курмути (ортодоксальная группа шиитов).

Известные учителя имама

1. Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, 2. Абу Исхак аль-Марвази (известный мухаддис и факих), 3. Абу Халифа аль-Джумахи, 4. Сахл ибн Сарх, 5. Абдур-Рахман ибн Халяф аль-Басри, 6. Мухаммад ибн Якуб аль-Мукри.

Известные ученики имама:

1. Абуль-Хасан аль-Бахили, 2. Абуль-Хасан аль-Кирмани, 3. Абу Зейд аль-Марвази, 4. Абу Абдуллах ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри, 5. Бундар ибн аль-Хусейн аш-Ширази, 6. Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, 7. Захир ибн Ахмад ас-Сарахси, 8. Абу Сахль ас-Са’люки, 9. Абу Наср аль-Кавваз аш-Ширази, 10. Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили, 11. Абу Абдуллах ас-Сайрафи, 12. Абу Абдуллах ибн Хафиф аш-Ширази, 13. Мухаммад ибн Али аль-Каффаль, 14. Ад-Димьяни

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: 

وإذا عرفت ذلك فمن الآخذين عن الشيخ : الأستاذ أَبُو سهل الصعلوكي ، والأستاذ أَبُو إسحاق الإسفراييني ، والشيخ أَبُو بَكْر القفال ، والشيخ أَبُو زيد المروزي ، والأستاذ أَبُو عَبْد اللَّه بْن خفيف ، وزاهر بْن أَحْمَد السرخسي ، والحافظ أَبُو بَكْر الجرجاني الإسماعيلي ، والشيخ أَبُو بَكْر الأودني ، والشيخ أَبُو مُحَمَّد الطبري العراقي ، وأبو الْحَسَن عَبْد العزيز بْن مُحَمَّد بْن إسحاق الطبري ، المعروف بالدمل ، وأبو جعفر السلمي النقاش ، وأبو عَبْد اللَّه الأصبهاني الشافعي ، وأبو مُحَمَّد القرشي الزهري ، وأبو منصور بْن حمشاد ، وربما كان فِي هؤلاء من لم يثبت عندنا أنه جالس الشيخ ، ولكن كلهم عاصروه وتمذهبوا بمذهبه ، وقرءوا كتبه ، وأكثرهم جالسه ، وأخذ عنه شفاها

«Из тех, кто брал знания от шейха (аль-Ашари) были устаз Абу Сахл ас-Са’люки, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини, шейх Абу Бакр аль-Каффаль, шейх Абу Зейд аль-Марвази, устаз Абдуллах ибн Хафиф, Захир ибн Ахмад ас-Сарахси, хафиз Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили аш-Шафии, шейх Абу Бакр аль-Авдани, шейх Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Мухаммад ибн Исхак ат-Табари известный как ад-Дамль, Абу Джа’фар ас-Сулями ан-Никаш, Абу Абдуллах аль-Асбахани аш-Шафии, Абу Мухаммад аль-Кураши аз-Захри, Абу Мансур ибн Хамшад. И возможно были среди этих те, по кому не установлено, что они были из тех, кто сидел с шейхом. Однако, все они его современники и придерживались его пути, читали его книги и большинство из них сидели с ним и брали от него прямо с уст»4.

Отречение от му’тазилизма

Абуль-Хасан Али до сорока лет придерживался взглядов му’тазилитов и был их имамом. В этом он следовал за Абу Али аль-Джубаи – большим ученым среди му’тазилитов. Абу Али был женат на матери будущего имама. Абуль-Хасан всегда отличался высоким мастерством в ведении диспутов. Если кто-либо приходил к аль-Джубаи на диспут, он назначал вместо себя Абуль-Хасана. Но Всевышнему Аллаху было угодно направить Абуль-Хасана аль-Аш’ари на путь истины. Сам имам аль-Аш’ари так рассказывал об этом:

«Однажды во время урока я задал аль-Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе у меня возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха направить меня на путь истинный. Затем лёг спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно меня озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся, и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки калам и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27-я ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь о невозможности провести ночь в мечети, я лёг спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калам и придерживаюсь только речи Всевышнего и твоей Сунны». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калам, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если бы я не знал, что Сам Всевышний тебе поможет, то не встал бы с этого места, пока не разъяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном5. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом (мир ему) было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, – тебе поможет Сам Аллах!».

Я проснулся и понял, что всё увиденное мною – истина, и начал искать доказательства убеждений, которые передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), таких как совершения шафаата (заступничества) Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в ахирате, возможности увидеть Всевышнего глазами в будущем мире и других».

После случившегося имам аль-Аш’ари не выходил из дому 15 дней. На 16-й день он пришёл в большую мечеть города и, встав на возвышение, воскликнул:  «Тем, кто меня знает и узнали, и тем, кто меня не знает, говорю: я Али Абуль-Хасан – сын Исмаила. До сих пор я говорил, что Коран является сотворённым, что Всевышнего невозможно увидеть и, что я сам совершаю плохие деяния. Сейчас я каюсь во всём сказанном и отказываюсь от убеждений му’тазилитов так же, как я отказываюсь сейчас от этой одежды». И, сняв с себя халат, он продолжил: «Раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха направить меня на истинный путь, и Он направил меня к истине, которой придерживались сподвижники, и я изложил её в этих книгах». Сказав так, имам отдал людям книги «аль-Люма» и «Кашфуль асрар ва хаткуль асрар».

Имам Абу Сахл ас-Са’люки (ум. 367 х/977 м) сказал: «Мы вместе с имамом аль-Аш’ари посетили маджлис6 учёного в Басре, и имам дискутировал там с му’тазилитами. Их там было много. Когда имам побеждал в споре одного, приходил другой. В конце концов, уже никто не мог противостоять имаму. Когда мы во второй раз пришли на маджлис, из му’тазилитов никого не было. И, оставшись наедине с Аляви, имам сказал мне: «Напиши на двери: му’тазилиты убежали».

Имам Абу Бакр ас-Сайрафи (ум. 330 х/942 м) говорил: «Му’тазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама аль-Аш’ари, он же их загнал в чашечку сезама»7.

Хафиз Ибн Асакир (499-571 х/1105-1176 м) в книге «Табйинуль казб аль-муфтари» пишет: «Если кто-либо спросит, может ли человек отвернуться от ошибочного нововведения, которого придерживался большую часть жизни, и примет ли Аллах его покаяние, и, если даже его покаяние примется, не будет ли он презираем Всевышним, мы ему ответим: «Эти слова не имеют под собой основы и бездоказательны. Ведь грех ошибочного нововведения не больше, чем грех многобожия. Кто так говорит, тот лжец. Всевышний принимает и христианина, и иудея, принявших Ислам. И, если мусульманин отвернулся от Ислама, а затем вернулся к нему, его тоже принимает Аллах. И если кто-либо вырос и жил в неверии, а затем пришел к истинной вере, то и его принимает Создатель.

И разве после этого невозможно принятие Всевышним покаяния у приверженца ложных нововведений, который не вышел за рамки Ислама?!

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллах не прощает приравнивание к Нему кого-либо (ширк), пока (человек) от этого не отвернётся и не покается, и прощает меньше этого тому, кому Он пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48) Всевышний, который принимает покаяние того, кто совершил непростительный грех, отвергнет ли покаяние приверженца нововведений, который не отрицал Создателя и не приравнивал Ему никого?! Большая часть исламских ученых говорит, что Всевышний принимает покаяние даже у еретика, целью которого было разрушение Ислама, который отрицает Создателя, Судный день и придерживается грязных убеждений. А приверженец нововведений не отрицает величия Аллаха, но из-за недальновидности, самолюбия и невежества попирает обязанности. Мы знаем множество великих учёных, которые вначале ошибались, а затем пришли к истине.

Поистине, большая часть сподвижников была в вере многобожия, затем они стали выдающимися личностями в Исламе, имамами истинной веры. Были подобные случаи и среди тех, кто пришёл после сподвижников.

Например, Абу Савр говорит: «Я, Исхак ибн Рахавейх и Хусейн аль-Карабиси (он перечислил, помимо этих трёх, еще многих иракских учёных) придерживались ложных нововведений, пока не увидели имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)».

Абдулла Фасави передавал от Абу Савра: «Когда имам аш-Шафии приехал в Ирак, ко мне пришел Хусейн аль-Карабиси. Мы тогда, если находили противоречия между разумом, Кораном и хадисами, то считали разум более правильным, и аль-Карабиси сказал мне: «Сюда пришёл человек, который опирается только лишь на хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пойдём, подшутим над ним». Мы пришли к аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), и Хусейн задал ему вопрос. Отвечая на него, имам аш-Шафии не переставал говорить: «Аллах сказал…», «Посланник Аллаха  сказал…», «Аллах сказал…», «Посланник  сказал…», – пока не потемнел белый свет. И мы отказались от заблуждений и последовали за имамом аш-Шафии».

В конце каждого столетия приходят обновители веры

В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится: «В конце каждого столетия Всевышний посылает умме обновителя веры». (Передали ат-Табарани, аль-Байхаки, Абу Дауд, аль-Хаким). Иными словами, Создатель посылает учёного, который объясняет людям, что есть сунна, а что – вредное нововведение. Его знания так огромны, что на них часто указывают, он сведущ в эзотерических и экзотерических (захир и батын) науках веры. Польза от этого учёного распространяется на всех мусульман, и при его жизни заканчивается столетие (по лунному календарю). Некоторые понимают этот хадис в том смысле, что такой учёный может быть только один. Но такое мнение ошибочно, ибо в оригинале говорится: «манн юджаддиду лаха динаха», – что может в равной степени означать «того, кто обновит им их веру» и «тех, кто обновит им их веру». Следовательно, в конце столетия может быть как один обновитель веры, так и несколько.

Некоторые ученые, в частности, имам аз-Захаби, считали, что обновителей веры в конце каждого столетия бывает несколько. Опираясь на этот хадис, учёные указали как на обновителей веры в конце первого столетия на Умара ибн Абдуль-Азиза (да будет доволен им Аллах), а в конце второго – на имама Шафии (да будет доволен им Аллах). Обновителями веры в конце третьего столетия являются имам аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) – в науке вероучения, ан-Насаи – в науке хадисов и Ибн Сурайдж – в фикхе шафиитского мазхаба. И среди них на самом высоком уровне находится имам аль-Аш’ари, поскольку наука вероучения является самой важной из всех наук исламской веры.

В конце четвертого столетия обновителями веры указаны аль-Исфирайини, ас-Сулуки, аль-Бакилляни, аш-Ширази. Обновителем веры пятого столетия является худжатуль-Ислам имам аль-Газали. В шестом – Фахруддин ар-Рази и Хафиз Абуль-Гани, в седьмом – Ибн Дакик аль-Ид, в восьмом – аль-Булкини и аль-Ираки и так далее. Вопрос обновителей веры – это отдельная тема. Мы только хотим тут отметить, что обновителем третьего века, на которого указывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари, который искоренял вредные нововведения и призывал к пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тем самым возвысив Ислам.

Диспут с аль-Джубаи

Всевышний сотворил человека и послал его на землю, дав ему право выбора между  истиной или ложью, добром или злом. И в зависимости от сделанного выбора Творец наказывает человека или вознаграждает.

Всевышний не взялся оберегать человека от совершения зла. Ведь в таком случае земная жизнь человека не была бы испытанием для вечной жизни. Му’тазилиты же утверждали, что Всевышний обязан давать человеку нечто более целесообразное в жизни.

Однажды имам аль-Аш’ари задал вопрос Абу Али аль-Джубаи, который утверждал подобное: «Что ты скажешь о троих, один из которых умер в младенчестве, второй умер неверным после того, как стал взрослым, а третий – вырос, был хорошим верующим и умер? Что будет с ним в день Суда?» Аль-Джубаи ответил: «Умерший в младенчестве попадёт в Рай, тот, кто был после совершеннолетия неверным, попадёт в Ад, и тот, кто был хорошим верующим, получит высокие степени в Раю». «А если ребенок спросит Творца: «О Всевышний, разве не было бы более целесообразным оставить меня в живых до совершеннолетия, чтобы и я совершил благие деяния и получил высокие степени в Раю?» – спросил имам аль-Аш’ари. Аль-Джубаи ответил: «Всевышний скажет, что Он знал, если бы тот вырос, то стал бы плохим человеком, и потому было более целесообразно умереть ему маленьким». Тогда имам аль-Аш’ари снова спросил: «А если взрослый, ставший неверным, спросит Всевышнего: «О мой Господь, Ты же знал, что я совершу, почему же Ты не умертвил и меня в младенчестве?» Аль-Джубаи не нашёл, что ответить. Тогда имам аль-Аш’ари воскликнул: «Ты не можешь взвесить решения Аллаха весами му’тазилитов!».

Высказывания ученых об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:

شيخنا وقدوتنا إلى اللَّه تعالى ، الشيخ أَبُو الْحَسَن الأشعري البصري ، شيخ طريقة أهل السنة والجماعة ، وإمام المتكلمين ، وناصر سنة سيد المرسلين ، والذاب عن الدين ، والساعي فِي حفظ عقائد المسلمين ، سعيا يبقى أثره إلى يوم يقوم الناس لرب العالمين.إمام حبر ، وتقي بر ، حمى جناب الشرع من الحديث المفترى ، وقام فِي نصرة ملة الإسلام ، فنصرها نصرا مؤزرا

«Наш шейх, наш путеводитель к Всевышнему Аллаху, шейх Абуль-Хасан аль-Ашари аль-Басри, шейх пути Ахлю Сунна валь-Джама’а и имам мутакаллимов, помощник Сунны господина посланников, стремящийся сохранить вероубеждение мусульман так, что след его стремления останется до того дня, когда люди будут стоять пред Господом Миров. Великий имам, богобоязненный, благочестивый. Он сохранил шариат от тех, кто выдумывал хадисы. Он оказывал помощь религии Ислам, и оказал огромную помощь»8.

Также Таджуддин ас-Субки сказал:

أثناء ترجمة الأشعري ما نصه: ذكر بيان أن طريقة الشيخ - يعني الأشعري - هي التي عليها المعتبرون من علماء الاسلام والمتميزون من المذاهب الأربعة في معرفة الحلال والحرام والقائمون بنصرة دين سيدنا محمد عليه أفضل الصلاة والسلام

«Поистине путь шейха (аль-Аш’ари) - это тот путь, по которому пошли уважаемые ученые из ученых Ислама и ученые четырех мазхабов, которые умеют различать между халялом (разрешенным) и харамом (запретным), и стоящие в помощь религии нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самыми лучшим благословениями и приветствиями»9.

Шейхуль Ислам, имам Абу Бакр аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 х/891-982 м) сказал:

أعاد الله تعالى هذا الدّينَ بعْد ما ذهَب - يعْنى أكثرُه - بأحمدَ ابن حنبلَ وأبي الحسن الأشعري وأبي نعيم الإسْتراباذي

«Возвратил (возвысил) Всевышний эту религию после того как она исчезла - т.е. большая ее часть - посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Ашари и Абу Нуайма аль-Истарабази»10.

Имам, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м) сказал:

سمعت الأستاذ أبا إسحاق يعني إبراهيم بن مُحَمَّد الإسفراييني الفقيه الأصولي ، يقول : كنت في جنب الشيخ أبا الحسن الباهلي كقطرة في البحر ، وسمعت الشيخ أبا الحسن الباهلي ، قَالَ : كنت أنَا في جنب الشيخ الأشعري كقطرة في جنب البحر

«Был я возле шейха Абуль-Хасана аль-Бахили (ученик имама аль-Ашари) как капля в море. Я слышал, как шейх Абуль-Хасан аль-Бахили говорил: «Был я возле шейха аль-Аш’ари как капля в море»11.

Великий имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) сказал в своей книге «Усулуддин», после того, как он перечислил имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а в науке каляма из числа сподвижников, табиинов и табиу табиинов:

ثم بعدهم شيخ النظر وإمام الآفاق في الجدل والتحقيق أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري الذي صار شجاً في حلوق القدرية..... وقد ملأت الدنيا كتبه، وما رزق أحد من المتكلمين من التبع ما قد رزق، لأن جميع أهل الحديث وكل من لم يتمعزل من أهل الرأي على مذهبه

«Затем, после них идет шейх рассуждений, имам всего мира в доказательстве и в установлении истины, Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари, который стал раной в глотках кадаритов12… Поистине весь мир наполнился его книгами, и не было даровано никому из ученых каляма то, что было даровано ему, потому что все люди хадиса и все, кто не стал му’тазилитом, из авторитетных людей, стали последователями его мазхаба (т.е. ашаритами)»13.

Имам аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 х/1002-1069 м) сказал:

أبو الحسن الأشعري المتكلم صاحب الكتب والتصانيف في الرد على الملحدة وغيرهم من المعتزلة والرافضة، والجهمية، والخوارج وسائر أصناف المبتدعةإلى أن قال: وكانت المعتزلة قد رفعوا رؤوسهم حتى أظهر الله تعالى الأشعري فحجزهم في أقماع السمسم

«Абуль-Хасан аль-Аш’ари – мутакаллим, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, а также му’тазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Му’тазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш’ари одержать над ними верх»14.

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: 

وإن من جملة خط الشيخ أَبِي إسحاق الشيرازي فيه ما نصه : وأبو الْحَسَن الأشعري إمام أهل السنة ، وعامة أصحاب الشافعي على مذهبه ، ومذهبه مذهب أهل الحق ، وكتب إِبْرَاهِيم بْن علي الفيروزابادي ، وكذلك تحت خط جماعة من الشافعية ، والمالكية ، والحنفية ، والحنابلة ، منهم : أَبُو الخطاب بْن الحلوبي ، وأبو عَبْد اللَّه القيرواني ، وأسعد الميهني ، وأبو الوفاء بْن عقيل الحنبلي ، وأبو منصور الرزاز ، وأبو الفرج الإسفراييني ، وأبو الْحَسَن بْن الخل ، وأبو الْحَسَن علي بْن الْحُسَيْن الغزنوي الحنفي ، وأبو الخير القزويني ، وعمر بْن أَحْمَد الخطيبي الزنجاني.وبقي هذا الاستفتاء هكذا زمانا بعد زمان ، كلما جاءت أمة من العلماء كتبت بالموافقة أعصرا كثيرة

«Из числа написанного шейхом Абу Исхаком аш-Ширази (393-476 х) было следующее: «Абуль-Хасан аль-Аш’ари - имам Ахлю-с-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, и его мазхаб - мазхаб людей истины (ахлюль хакк)». И это написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади (т.е. аш-Ширази), и также написали [в своих трудах или фетвах] группы из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов. Из них были: Абуль-Хаттаб аль-Халюби, Абу Абдуллах аль-Кайрвани (342-412 х), Ас’ад аль-Михани (461-257 х), Абуль-Вафа ибн Акиль (Укайль) аль-Ханбали (431-513 х), Абу Мансур ар-Раззаз (ум. 539 х), Абуль-Фарадж аль-Исфарайини (ум. 491 х), Абуль-Хасан ибн аль-Халл (475-552 х), Абуль-Хасан Али ибн Хусейн аль-Газнави аль-Ханафи (ум. 551 х), Абуль-Хайр аль-Кизвини (ум. 622 х) и Умар ибн Ахмад аль-Хатиби аз-Занджани. И этот вопрос оставался также время за временем, каждый раз, когда приходила община ученых, они отвечали аналогично многие эпохи»15.

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (376-465 х/986-1072 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:

بسم اللَّه الرحمن الرحيم ، اتفق أصحاب الحديث على أن أبا الحسن علي بن إِسْمَاعِيلَ الأشعري رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ كان إمامًا من أئمة أصحاب الحديث ، ومذهبه مذهب أصحاب الحديث ، تكلم في أصول الديانَات على طريقة أهل السنة ، ورد على المخالفين من أهل الزيغ والبدعة ، وكان على المعتزلة والروافض والمبتدعين من أهل القبلة ، والخارجين من الملة : سيفًا مسلولا ، ومن طعن فيه ، أو قدح ، أو لعنه أو سبه فقد بسط لسان السوء في جميع أهل السنة

«С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Ахлю аль-Хадис единогласны в том, что Абуль-Хасан Али бин Исмаил аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, был из имамов людей хадиса и его мазхаб - это их мазхаб. Он говорил об основах религии по пути Ахлю Сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Он был против му’тазилитов, рафидитов, нововеденцев из числа ахлю аль-кибла, и хавариджей из этой миллы как обнажённый меч. Тот, кто упрекает его, или порочит, или будет проклинать его или ругать его, то поистине он направил свой злой язык против всех суннитов (Ахлю Сунна)»16.

Имам Абуль-Хасан аль-Кабиси аль-Малики (324-403 х/936-1013 м) сказал: 

واعلموا ان أبا حسن الأشعري لم يأت من علم الكلام إلا ما أراد به إيضاح السنن والتثبت عليها ... وما أبو الحسن إلا واحد من جملة القائمين في نصرة الحق ، ما سمعنا من أهل الإنصاف من يؤخره رتبة ذلك ، ولا من يؤثر عليه في عصره غيره ، ومن بعده من أهل الحق سلكوا سبيله ... لقد مات الأشعري يوم مات وأهل السنة باكون عليه وأهل البدع مستريحون منه .

«Вы знайте, что Абуль-Хасан аль-Ашари не приводил из науки калам что-то, кроме того, чем хотел разъяснить Сунну и удостоверить её… Абуль-Хасан являлся одним из тех, кто оказывал помощь Истине. Мы не слышали со стороны справедливых людей о том, кто принижал его степень, о том, кто предпочитал над ним другого в его время и тех, кто после него из праведных людей, которые вступили на его путь… В день когда умер аль-Ашари по нему плакали последователи Ахлю Сунна, а сторонники дурных новшеств получили спокойствие»17.

Великий мухаддис и факих, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х/994-1066 м) сказал:

إلى أن بلغت النوبة إلى شيخنا أبي الحسن الأشعري رحمه الله فلم يحدث في دين الله حَدَثاً، ولم يأت فيه ببدعة، بل أخذ أقاويل الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الأئمة في أصول الدين فنصرها بزيادة شرح وتبيين، وأن ما قالوا وجاء به الشرع في الأصول صحيح في العقول، بخلاف ما زعم أهل الأهواء من أن بعضه لا يستقيم في الآراء، فكان في بيانه تقوية ما لم يدلَّ عليه من أهل السنة والجماعة، ونصرة أقاويل من مضى من الأئمة كأبي حنيفة وسفيان الثوري من أهل الكوفة، والأوزاعي وغيره من أهل الشام، ومالك والشافعي من أهل الحرمين، ومن نحا نحوهما من الحجاز وغيرها من سائر البلاد، وكأحمد بن حنبل وغيره من أهل الحديث، والليث بن سعد وغيره وأبي عبدالله محمد بن إسماعيل البخاري وأبي الحسين مسلم بن الحجاج النيسابوري إمامي أهل الآثار وحفاظ السنن التي عليها مدار الشرع رضي الله عنهم أجمعين

«И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш'ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми»18.

Великий маликитский ученый, имам Кади Ийяд (476-544 х/1083-1149 м) сказал об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари:

وصنف لأهل السنة التصانيف، وأقام الحجج على إثبات السنة، وما نفاه أهل البدع من صفات الله تعالى ورؤيته، وقدم كلامه وقدرته، وأمور السمع الواردة. قال: تعلق بكتبه أهل السنة، وأخذوا عنه، ودرسوا عليه، وتفقهوا في طريقه، وكثر طلبته وأتباعه، لتعلُّم تلك الطرق في الذب عن السنة، وبسط الحجج والأدلة في نصر الملة، فسموا باسمه، وتلاهم أتباعهم وطلبتهم، فعرفوا بذلك ـيعني الأشاعرةـ وإنما كانوا يعرفون قبل ذلك بالمثبتة، سمة عرفتهم بها المعتزلة؛ إذ أثبتوا من السنة والشرع ما نفوه. قال: فأهل السنة من أهل المشرق والمغرب بحججه يحتجون، وعلى منهاجه يذهبون، وقد أثنى عليه غير واحد منهم، وأثنوا على مذهبه وطريقه

«Он составил для Ахлю Сунны труды и привел доводы для подтверждения Сунны и атрибутов Всевышнего Аллаха, которые отрицают нововведенцы, таких как возможность видеть его, вечность его Каляма (речи) и могущества и вопросов слуха. За его книги держатся вся сунниты. Они переняли от него многое и учились у него. И стали многочисленными его ученики и последователи, которые изучали эти направления для защиты Сунны и пространно изложили доводы в помощь исламской общины. И они назвали это направление его именем. За ними последовали их ученики и последователи, и их стали узнавать под этим именем, то есть как ашаритов. А до этого их знали как группа закрепляющая Сунну, под этим именем они были известны и му’тазилитам, когда они установили и подтвердили в Сунне то, что они (му’тазилиты) отвергли. Вся Ахлю Сунна от востока до запада пользуются его доводами и идут по его пути. Его похвалили многие из них (Ахлю-с-Сунна), также хвалят и его мазхаб и метод»19.

Имам, хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 х/1105-1176 м):

ولسنا نُسَلِّم أن أبا الحسن اخترع مذهباً خامساً، وإنما أقام من مذاهب أهل السنة ما صار عند المبتدعة دارساً، وأوضح من أقوال من تقدمه من الأربعة وغيرهم ما غدا ملتبساً، وجدد من معالم الشريعة ما أصبح بتكذيب من اعتدى منطمساً، ولسنا ننتسب بمذهبنا في التوحيد إليه على معنى أنا نقلده فيه ونعتمد عليه، ولكنا نوافقه على ما صار إليه من التوحيد لقيام الأدلة على صحته لا لمجرد التقليد، وإنما ينتسب منا من انتسب إلى مذهبه ليتميز عن المبتدعة الذين لا يقولون به من أصناف المعتزلة والجهمية والكرامية والمشبهة والسالمية، وغيرهم من سائر طوائف المبتدعة وأصحاب المقالات الفاسدة المخترعة، لأن الأشعري هو الذي انتدب للرد عليهم حتى قمعهم وأظهر لمن لا يعرف البدع بدعهم، ولسنا نرى الأئمة الأربعة الذين عنيتم في أصول الدين مختلفين، بل نراهم في القول بتوحيد الله وتنزيهه في ذاته مؤتلفين، وعلى نفي التشبيه عن القديم سبحانه وتعالى مجتمعين، والأشعري – رحمه الله – في الأصول على منهاجهم أجمعين، فما على من انتسب إليه على هذا الوجه جناح، ولا يرجى لمن تبرأ من عقيدته الصحيحة فلاح، فإن عددتم القول بالتنزيه وترك التشبيه تمشعراً فالموحدون بأسرهم أشعرية، ولا يضر عصابة انتمت إلى موحد مجردُ التشنيع عليها بما هي منه بَرِيِّة

«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду (единобожнику) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь»20.

Имам аль-Яфи’и (698-768 х/1298-1367 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:

الشيخ الإمام ناصر السنة وناصح الأمة، إمام الأئمة الحق ومدحض حجيج المبدعين المارقين، حامل راية منهج الحق ذي النور الساطع والبرهان القاطع

«Шейх, имам, защитник Сунны, проповедник уммы. Имам имамов истинных, опровергающий доводы нововведенцев, отклонившихся от прямого пути. Носитель знамени истинного пути, обладатель яркого сияния и достоверных доводов»21.

Имам Абдуль-Кадир аль-Кураши аль-Ханафи (696-775 х/1297-1373 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:

صاحب الأصول الإمام الكبير وإليه تنسب الطائفة الأشعرية

«Обладатель основ, большой имам и к нему относят религиозную общину ашаритов»22.

Имам Джамалуддин аль-Иснави (704-772 х/1305-1370 м) сказал об имаме:

هو القائم بنصرة أهل السنة القامع للمعتزلة وغيرهم من المبتدعة بلسانه وقلمه، صاحب التصانيف الكثيرة، وشهرته تغني عن ا لإطالة بذكره

«Он помогал Ахлю-с-Сунна и подавлял мутазилитов и других нововведенцев своим языком и пером, автор многочисленных произведений, он так известен, что не нуждается в долгом рассказе о нем»23.

Имам Ибн Фархун Бурхануддин аль-Я’мури аль-Малики (719-799 х/1319-1396 м) сказал:

أثنى على أبي الحسن الأشعري أبو محمد بن أبي زيد القيرواني وغيره من أئمة المسلمين

«Абуль-Хасан аль-Аш’ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Аби Зейда аль-Кайравани и других имамов мусульман»24.

Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал в «Итмамуль дарайа»: 

ونعقد أن الإمام أبا الحسن الأشعري إمام في السنة أي الطريقة المعتقدة وقدموه فيها على غيره

«Мы убеждены, что поистине имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари – он из потомства Абу Мусы аль-Аш’ари  – является имамом Сунны, т.е. пути вероучения и более преуспел в этом над остальными».

Великий историк Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал об имаме аль-Аш’ари:

الإمام العلامة البحر الفهامة المتكلم صاحب المصنفات، ثم قـال: وممّا بيض به وجوه أهل السنة النبوية وسود به رايات أهل الاعتزال والجهمية فأبان به وجه الحق الأبلج، ولصدور أهل ا لإيمان والعرفان أثلج، مناظرته مع شيخه الجبائي التي قصم فيها ظهر كل مبتدع مرائي

«Выдающийся ученый, имам, весьма понятливый человек, теолог, составитель книг». И далее сказал: «И из того, что радует Ахлю-с-Сунна и пятнает флаги му’тазилитов и джахмитов и показывает лицо ясной правды, и радует сердца людей имана и знаний - является его диспут со своим учителем аль-Джубаи, в котором "погубил" (разрушил основу их учения) всех еретиков, лицемеров»25.

Кади Талиб ибн аль-Хадж аль-Фаси аль-Малики (ум. 1273 х/1857 м) сказал об имаме аль-Ашари:

انه أول من تصدى لتحرير عقائد أهل السنة وتلخيصها ودفع الشكوك والشبه عنها وإبطال دعوى الخصوم

«Поистине он первый взялся за разъяснение убеждений Ахлю Сунна, очищение его, устранение сомнений и подозрений, и опровержение утверждений спорщиков»26.

 

Книги, написанные имамом аль-Ашари

Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «Бустан аль-арифин» сказал:

قلت: ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما

«Я скажу: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими»27.

Имам аль-Аш’ари написал более трёхсот книг, вот некоторые из них: «Аль-’Амду фи ар-руяти», «Аль-фусуль фи ар-радд ‘алал мулхидин», «Аль-муджиз», «Имамату-Ссидик», «Халкуль-’амаль», «Аль-Истита’а», «Ас-сифат», «Ар-руя», «Аль-Асма ва аль-ахкам», «Ар-радд ‘ала аль-муджассима», «Аль-Идах», «Аль-лума’ ас-сагир», «Аль-лума’ аль-кабир», «Аш-шарх ва ат-тафсиль», «Аль-мукаддима», «Ан-накду ‘ала аль-Джубаи», «Ан-накду ‘ала аль-Балхи», «Макалят аль-мулхидин», «Ар-радд ‘ала ар-Раванди», «Аль-Ибана». Имам аль-Аш’ари также составил толкование к Корану в 70-ти томах.

Некоторые труды были искажены последователями ложных учений, такая участь постигла книгу «Аль-Ибана», но это уже тема для отдельного разговора.

Умер имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари в 324 году хиджры и был похоронен в Багдаде. На его похоронах провозгласили: «Сегодня умер защитник Сунны». Да смилуется над ним Аллах, и да будет доволен им.

  • 1.Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/356
  • 2.Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 367, 410
  • 3.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», том 3, стр. 377
  • 4.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра»
  • 5.В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Кто увидел меня во сне, тот увидел меня, поистине, сатана не может принять мое обличье» (Муслим)
  • 6.Маджлис – место учёных собраний и диспутов.
  • 7.Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 15/85
  • 8.Ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра», биография аль-Ашари
  • 9.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/365
  • 10.Ибн Асакир, «Тарих ад-Димашк», «Табйин казб аль-муфтари»; Таджуддин ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра»; Аз-Заркаши, «Ташнифу масами'»
  • 11.Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари»
  • 12.Секта, отвергающая волю Аллаха
  • 13.Абу Мансур аль-Багдади, «Усулуддин», с. 309
  • 14.аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», с. 346
  • 15.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/376
  • 16.Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 113
  • 17.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/257
  • 18.Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари», стр. 103; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/397
  • 19.Кади Ийяд, «Тартиб аль-Мадарик», 5/24, 25
  • 20.Ибн Асакир, «Табйин казб аль-Муфтари», стр. 359
  • 21.Аль-Яфии, «Мират аль-Джанан», 2/298
  • 22.Аль-Кураши, «аль-Джавахиру аль-Муддийат фи табакати аль-Ханафийя», 2/544
  • 23.Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 1/47
  • 24.Ибн Фархун, «ад-Дибадж аль-Музаххаб»
  • 25.Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 2/303-305
  • 26.«Хашият ибн Хамдун аля Маярат», с. 16
  • 27.Ан-Навави, «Бустан аль-арифин», с. 79