В наши дни сильно распространилось заблуждение антропоморфистов, которые приписывают Аллаху то, от чего Он чист и что недостойно Его величия.
В этой статье мы рассмотрим примеры явного и неприкрытого антропоморфизма авторитетных в этой среде их ученых - Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави и Ибн Усеймина.
Ибн Усеймин пишет в «Акыда Ахлю-с-сунна»:
أجمع أهل السنة على أن العينين اثنتان ويؤيده قول النبي صلى الله عليه وسلم في الدجال : إنه أعور وإن ربكم ليس بأعور .
"Иджма Ахлю-с-Сунна в том, что у Аллаха два глаза, потому что сказал Пророк
о Даджале: "Он одноглазый, а ваш Господь не одноглазый1".
Чист Аллах от того, что Ему приписывают заблудшие муджассима!
Ибн Хазм аль-Андалуси, рахимахуллах, сказал: "Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста, [позволяющего] подобное описание2".
Ибн Джавзи аль-Ханбали, рахимахуллах, пишет3: «Некоторые джахили считают, что когда Пророк сказал, что Аллах не одноглазый, то этим утвердил по отношению к Аллаху два глаза. Это очень дурное понимание. Отрицание «одноглазия» - это отрицание [наличия] недостатков».
Слова Усеймина - классический пример антропоморфизма этой заблудшей группы, ведь они применяют кыяс4 между Аллахом и человеком. Нет в ни в аяте, ни в хадисе двойственного числа, а эти заблудшие, следуя своим страстям, описывают Аллаха тем, чем Он себя не описал. Хотя они и декларируют правило: "Аллаха можно описывать тем, чем только Аллах описал себя", - но сами первые нарушают его, приписывая Аллаху джулус и истикрар5, нузуль6, макан7, джихат8 и другие признаки сотворенного.
На самом деле, главное правило этой группы - это сравнение Аллаха с человеком. Этот кыяс и является главным источником их описания Аллаха .
Имам-мухаддис Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, рахимахуллах, критикует из-за подобных взглядов ханбалита-муджассима и лютого ненавистника ашаритов Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави.
Шейх-мухаддис, в частности, пишет9:
"Аль-Харави [для доказательства наличия у Всевышнего Аллаха двух глаз] рассказывает хадис от Анаса ибн Малика, разыАллаху анху, который передал: "Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Не посылал Аллах ни одного Пророка так, чтобы он (Пророк) не предупреждал народ свой о [приходе] одноглазого лжеца, что, поистине, он (лжец) - одноглазый и что Господь ваш не является одноглазым10 и что написано меж глаз его – [слово] кяфир" (хадис приводят Бухари и Муслим).
Шейх Абдулла аль-Гумари, рахимахуллах, сказал:
"Этот хадис не доказывает, что у Всевышнего Аллаха два глаза, и откуда он (аль-Харави) это взял?»
Если он понимает из слов хадиса: "...поистине, Господь ваш не является одноглазым", - что у Аллаха есть два глаза - это явная ошибка.
Ведь утверждение в отношении Аллаха [тех или иных] сифатов может состояться лишь через ясное, однозначное и определенное указание из достоверного сообщения "лафза" (термина).
Cлово "аль-‘айн" (глаз) в Коране употреблено по отношению к Аллаху в единственном числе:
"...чтоб выращен ты был перед Моим оком..."11,
а также во множественном:
"...поистине, ты перед глазами Нашими"
" ...(и) сооруди ковчег перед очами Нашими..."
"...чтобы плыл он (ковчег) на Наших глазах..."12.
[Очевидно, что] все приведенные аяты указывают на отношение термина "аль-'айн" к Всевышнему Аллаху, который означает либо характеристику Всевышнего сифатом Аль-Басар (Видение), либо атрибутом Аль-Хифз и Аль-Калят (хранение, защита, забота).
Ибн Хазм аль-Андалуси, рахимахуллах, сказал:
"Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста на подобное описание".
Шейх аль-Гумари, рахимахуллах, сказал:
"И это [обычное] дело для аль-Харави, когда он в своей книге "Аль-Арбаин" утверждает в отношении Всевышнего Аллаха сифаты, на которые не указывает [ясный и достоверный] далиль (Коран, Сунна, иджма)".
(Конец слов шейха аль-Гумари, рахимахуллах)
Логика мушаббиха, когда они говорят, что у Аллаха два глаза, такова: если Даджаль - одноглазый и это недостаток, то сифатом совершенства Всевышнего Аллаха должно быть два глаза.
Но где доказательство тому, что совершенство (камаль) Всевышнего Аллаха заключается в наличии именно двух глаз, а не трех, пяти, десяти и так далее!?
Ясно, что мушаббиха здесь опираются лишь на свои личные, обусловленные суждениями ограниченного разума и эмпирическим опытом, представления о том, каким должно быть совершенство Аллаха. Они сравнивают совершенство Аллаха с тем, что считается совершенством для человека, – ведь для человека совершенством считается наличие двух глаз.
Имам Захид аль-Кавсари, рахимахуллах, сказал:
"Нет никакого пути и никакой возможности для отрицания того манхаджа13, которого в действительности придерживались Саляфы в понимании и толковании сифатов Всевышнего Аллаха.
Этот путь (путь Саляфов) заключается в одном лишь произнесении языком известных терминов, приведенных в Коране и Сунне и указывающих на те или иные сифаты Всевышнего Аллаха, с одновременным исповедованием абсолютного неподобия Аллаха сотворенному, исходя из слов Всевышнего:"Нет абсолютно ничего подобного Ему"14.[И всё это] без углубления в значение данного термина или без добавления чего-либо к нему и без замены слова, приведенного в Коране и Сунне, другим словом или термином (не имеющим своего основания в Коране и Сунне).
Это и есть метод тафвид - освобождение слова, приведенного в Коране и Сунне, содержащего информацию о Сущности Аллаха, от характеристик, присущих сотворенному, и без конкретизации смысла термина.
И в этом халяфы15 никак не противоречат саляфам, хотя первые могут конкретизировать значение термина в соответствии с принципом танзиха, широко используя такие средства, направляющие к нему (танзиху), как соответствующее употребление данных слов носителями языка (арабами), указание контекста, в котором использован термин, и все обстоятельства использования слова.
При этом халяфы также стоят на позициях тафвида, отказываясь от конкретизации значения термина и адресуя знание о нем к Знанию Всевышнего Аллаха всякий раз, когда это значение не являет себя с ясностью, подобной ясности предутреннего рассвета.
Поэтому хиляф (разногласие), который есть между этими двумя группами, - незначительно. Ведь оба этих метода сходятся в основе - в следовании принципу танзих16.
Однако все наши претензии относятся к тем, кто толкует эти термины в известных среди них (мушаббиха) значениях, явно указывающих на характеристики сотворенного. Они заменяют приводимые [в Коране и Сунне] термины совсем другими словами, которые считают синонимами для первых. И в доказательство своей позиции они приводят слабые и ложные риваяты (хадисы).
Затем они прибавляют от себя то, о чем ничего не говорится в Коране и Сунне, превращая, например, приводимые в текстах Шариата аль-фи’аль (действия) в сифат Всевышнего Аллаха и т. п.
Эти люди вынуждены держать ответ согласно смыслу своих речей, и они - аль-хашавия17.
Мы не сомневаемся в явном заблуждении и далеком отстранении от дозволенного в отношении Сущности и сифатов Всевышнего Аллаха каждого, кто исповедует, что:
Аллах буквально Своей Сущностью (би затихи) «воссел» (истаккара) на Трон;
или спускается Своей Сущностью с трона;
или усаживает возле Себя на Троне Посланника Аллаха ﷺ;
или что присущий Его Сущности сифат Речи - это произносимые звуки;
или что Его нисхождение (ан-нузуль) сопровождается движением, перемещением в пространстве и является сущностным нисхождением;
или что Он обладает весом (ас-сикль), нажимая Своей тяжестью на несущих Трон ангелов;
или что Всевышний находится в [какой-либо] стороне (джиха), имеет границу, предел, обладает местом;
и что аль-хавадис (сотворенное, например, буквы Его Речи) присуще Его Сущности;
или что Всевышний Аллах буквально соприкасается с троном или касается кого-либо из Своих творений .
[Мы не сомневаемся в явном заблуждении каждого, кто исповедует эти] или подобные им мерзости.
[Скажем ещё, что] все эти гнусные вещи настолько очевидны, что их никак нельзя скрыть под притязаниями [на следование пути саляфов солих].
И акыду всех, кто исповедует вышеперечисленные мерзости, мы решительно отрицаем, считая совершенно ничтожными плоды их воображения.
И эти люди - ростки, которые проросли из зерен, посеянных [в свое время] хашавитами".
(Конец слов шейха аль-Кавсари).
И в заключение приведем слова четвертого праведного халифа - Али ибн Аби Талиба , который предупреждал о появлении антропоморфистов (муджассима).
Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, рахимахуллах, пишет18:
"Передается, что халиф Али ибн Аби Талиб сказал:
"Когда приблизится Час19, отступит от Ислама, став неверующей, группа людей из этой уммы".
Кто-то спросил халифа:
"О повелитель правоверных! Будет причиной их куфра нововведение или отрицание?"
Халиф ответил:
"Причина их неверия - отрицание. Они станут отрицать своего Творца, описывая Его как тело, составленное из частей (органов)".
- 1.В хадисе рассказывается, что Даджаль в какой-то момент станет называть себя Аллахом. И Пророк ﷺ говорит, что Даджаль будет одноглазым, а Аллах «не одноглазый», т. е. у Него нет никаких недостатков. Всевышний не подобен творению, и у Него нет недостатков, поэтому те, кто это понимает, поймут, что Даджаль - кяфир и лжец, приписывающий себе божественность
- 2.Т. е. нет ни аята, ни хадиса, который бы прямым текстом говорил о том, что Аллах описан "двумя глазами".
- 3.Ибн Джавзи аль-Ханбали, Дафуу шубха ташбих, с. 263.
- 4.Суждение по аналогии.
- 5.Восседание на троне.
- 6.Буквальное движение сверху вниз.
- 7.Место в пространстве.
- 8.Сторона; направление.
- 9.Шейх Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, Фатхуль-муин би накди китабиль-арбаин, с. 36.
- 10.Здесь под "одноглазым" имеется в виду человек, который видит только одним глазом из-за повреждения другого глаза. Даджаль – не буквально одноглазый, а одноглазый из-за того, что другой его глаз не видит.
- 11.Сура Та Ха, аят 39.
- 12.Сура аль-Камар, аят 14.
- 13.Манхадж - метод
- 14.Сура аш-Шура, 11-й аят.
- 15.Алимы, следующие за поколением саляфов
- 16.Танзих - абсолютное неподобие Аллаха Его творениям.
- 17.Одна из групп антропоморфистов – так или иначе уподобляющих Всевышнего Аллаха Его творениям.
- 18.Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, Наджмуль-Мухтади, стр. 588.
- 19.Имеется в виду Судный День.