Среди некоторых мусульман распространена идея о том, что «мушаббиха» — уподобляющие Аллаха творению, взяли свою акыду от имама Ахмада ибн Ханбаля. И по этому поводу мы хотим привести фетвы ученых, которые опровергают подобные мысли. Ученые заявляют о непричастности имама Ахмада к уподобленцам и о том, что он чист от них.


 

Спросили у Шейхуль Ислама Ибн Хаджара аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) о том, какова истинная акыда (вероубеждение) имама Ахмада ибн Ханбаля, да будет доволен им Аллах. Он, да смилуется над ним Аллах, ответил:

 

وسئل رضي الله عنه ونفعنا به : في عقائد الحنابلة ما لا يخفى على شريف علمكم ، هل عقيدة الإمام أحمد بن حنبل رضي الله عنه كعقائدهم ؟ .

فأجاب بقوله : عقيدة إمام السنة أحمد بن حنل رضي الله عنه وأرضاه وجعل جنان المعارف متقلبه ومأواه وأقاض علينا وعليه من سوابغ امتنانه وبوأه الفردوس الأعلى من جنانه موافقة لعقيدة أهل السنة والجماعة من المبالغة التامة في تنزيه الله تعالى عما يقول الظالمون والجاحدون علوا كبيرا من الجهة والجسمية وغيرهما من سائر سمات النقص ، بل وعن كل وصف ليس فيه كمال مطلق ، وما اشتهر به جهلة المنسوبين إلى هذا الإمام الأعظم المجتهد من أنه قائل بشيء من الجهة أو نحوها فكذب وبهتان وافتراء عليه ، فلعن الله من نسب ذلك إليه أو رماه بشيء من هذه المثالب التي برأه الله منها ، وقد بين الحافظ الحجة القدوة الإمام أبو الفرج ابن الجوزي من أئمة مذهبه المبرئين من هذه الوصمة القبيحة الشنيعة أن كل ما نسب إليه من ذلك كذب عليه وافتراء وبهتان ، وأن نصوصه صريحة في بطلان ذلك وتنزيه الله تعالى عنه ، فاعلم ذلك فإنه مهم .

Убеждения имама Сунны Ахмада ибн Ханбаля, да будет доволен им Аллах и да сделает сады познания местом его прогулки, и да одарит Аллах изобилием нам и ему из приятных милостей, и да уготовит ему Рай, соответствует убеждениям Ахлю-с-Сунна валь Джама’а в полноценной степени, совершенным очищением Всевышнего Аллаха от всего того, что относят к Нему принижающие Его и измышляющие на Него – от (придания) стороны, телесности и других качеств, заключающих в себе несовершенство или изъян. А то, что стало известным от некоторых невежд, которые приписывают этому великому имаму, что он якобы исповедовал наличие у Аллаха стороны и прочее в этом роде, то это ложь, клевета и наговор на него. Да проклянёт Аллах того, кто приписывает ему такие убеждения! Разъяснил хафиз, худжат, имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (510-597 х/1117-1201 м), один из имамов его мазхаба, что все, что относят к нему из вышеупомянутого, — это ложь, вымысел и клевета. А в действительности же, его тексты ясно говорят в опровержении этого и в том, что он считает непричастным Всевышнего Аллаха к таким мерзким словам. И ты знай это, так как это очень важно!

 

[Ибн Хаджар, «аль-Фатава аль-Хадисия», стр. 364-365]


 

Кади аль-Фарра (380-457 х/991-1066 м) замечает в своей книге «Табакат», передавая от Абу Бакра аль-Марвази, Мусаддида и Харба, что они (Абу Бакр и другие) привели многие из таких спорных вопросов и отнесли их к высказываниям имама Ахмада ибн Ханбала. Приступая к разъяснению этих вопросов, аль-Фарра пишет:

 

رجلان صالحان بُليا بأصحاب سوء: جعفر الصادق، وأحمد بن حنبل، أما جعفر الصادق فقد نسبت إِليه أقوال كثيرة، دونت في فقه الشيعة الإِمامية على أنها له، وهو بريء منها. وأما الإِمام أحمد، فقد نسب إِليه بعض الحنابلة آراء في العقائد لم يقل بها

 

«Два праведных человека — Джафар ас-Саддик и Ахмад ибн Ханбалпострадали от двух неверных друзей… Что касается имама Ахмада, то ему некоторые ханбалиты приписывают такие взгляды в вопросах вероубеждения, которых он никогда не придерживался»

 

[Tаха Абдул-Баки Cypyри, «Ат-тасаввуф аль-ислимийя ва-ль-имаму аш-ша'рани», стр. 82]


 

Имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 м) сказал о муджассима из числа ханбалитов:

 

فقد نصحت التابع والمتبوع فقلت لهم: يا أصحابنا أنتم أصحاب نقل، وإمامكم الأكبر أحمد بن حنبل رحمه الله تعالى يقول وهو تحت السياط: كيف أقول ما لم يقل، فإياكم أن تبتدعوا في مذهبه ما ليس منه، ثم قلتم في الأحاديث(تحمل على ظاهرها)فظاهر القدم الجارحة، فإنه لما قيل في عيسى عليه الصلاة والسلام (روح الله) اعتقدت النصارى لعنهم الله تعالى أن الله سبحانه وتعالى صفة هي روح ولجت في مريم. ومن قال استوى بذاته المقدسة فقد أجراه سبحانه وتعالى مجرى الحسيات، وينبغي أن لا يهمل ما يثبت به الأصل وهو العقل فإنا عرفنا الله تعالى وحكمنا له بالقِدَمِ، فَلَو أنكم قلتم نقرأ الأحاديث ونسكتُ، لما أنكرَ أحد عليكم، إنما حَمْلُكُم إياها على الظاهر قبيح. فلا تُدخِلوا في مذهب هذا الرجل الصالح السلفي ما ليس منه فلقد كسيتم هذا المذهب شيئا قبيحا، حتى صار لا يقال عن حنبلي إلا مجسم، ثم زينتم مذهبكم أيضا بالعصبية ليزيد بن معاوية وقد علمتم أن صاحب هذا المذهب أجاز لعنته. وقد كان أبو محمد التميمي يقول في بعض أئمتكم، لقد شان المذهب شيئا قبيحا لا يغسل إلى يوم القيامة.»اهـ دفع شبه التشبيه

 

Я сделал им наставление: «Ханбалиты, вы последователи великого имама Ахмада ибн Ханбала, не вводите в его мазхаб то, что не относится к нему. Вы приписываете Аллаху то, что Ему не присуще. Как можно говорить то, что Он не говорил? Вы говорите: «Мы всё понимаем буквально», – но буквальный смысл слова «голень» – это орган! А ведь когда говорится, что Иса (мир ему), – «РухуЛлах», христиане утверждают, что это атрибут Аллаха, который слился с Исой (мир ему). Те же, кто сказал: «утвердился Своей Сущностью», – отнесли к Всевышнему то, что относится к телам. Нельзя противоречить тому, что мы однозначно утвердили при помощи разума в отношении Аллаха, а это предвечность. Если бы вы заявили: «Мы читаем хадисы и молчим о них», то никто бы вас не осуждал. Ваша буквальная трактовка хадисов является мерзким деянием.


 

Не вносите в мазхаб этого праведного саляфа (Ахмад ибн Ханбал) то, чего в нем не было. Вы самым мерзким образом опозорили этот мазхаб до такой степени, что при упоминании слова «ханбалит» на ум всегда приходит «муджасим» (антропоморфист). Вы сделали отличительным качеством этого мазхаба фанатичную приверженность Язиду ибн Муавия, зная, что эпоним мазхаба (Имам Ахмад) разрешал проклинать его. И Абу Мухаммад ат-Тамими сказал о некоторых ваших имамах: «Мазхаб был настолько изгажен, что не отмоется до Судного дня»


 

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубах ат-ташбих», стр. 97]


 

Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) сказал:

اعلم أن جماعة من المعتزلة ينسبون التشبيه الى الإمام أحمد بن حنبل رحمه الله واسحق بن راهويه ويحيى بن معين وهذا خطأ فإنهم منزهون في أعتقادهم عن التشبيه والتعطيل لكنهم كانوا لا يتكلمون في المتشابهات بل كانوا يقولون آمنا وصدقنا مع أنهم كانوا يجزمون بأن الله تعالى لا شبيه له وليس كمثله شيء ومعلوم أن هذا الاعتقاد بعيد جدا عن التشبيه

 

«Ты знай, что группа из муътазилитов приписали ташбих имаму Ахмаду ибн ХанбалуИсхаку ибн Рахавейху и Яхья ибн Муину, и это является ошибкой. Они чисты в убеждениях от ташбиха и таътиля. Однако они не вели речь в отношении муташаббихат, напротив они говорили «мы верим и подтверждаем» вместе с тем, что они были твердо убеждены, что Всевышнему Аллаху нет подобного, «Нет абсолютно ничего подобного ему«, и известно, что такое убеждение очень далеко от ташбиха»

 


[Фахруддин ар-Рази, «Иътикадату фаркиль муслимина валь-мушрикина», стр. 66. Мактабату Нухзатиль Мисрийя: 1356/1938]


 

Сказал великий мухаддис, Шейхуль-Ислам Такъиюддин Ибн Салях (577-643 х/1181-1245 м):

إمامان ابتلاهما الله بأصحابهما وهما بريان منهم أحمد ابن حنبل ابتلى بالمجسمة وجعفر الصادق ابتلى بالرافضة

«Два имама терпели беды от своих сподвижников, которыми они были окружены, и они оба чисты от них (т. е. они чисты от деяний их сподвижников): Ахмад ибн Ханбаль пострадал от антропоморфистов (муджассима), а Джафар ас-Садик — от шиитов (рафидитов)».

 

[Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-Кубра», 2/16-17]


 

Имам аль-Яфии (698-768 х/1298-1366 м) в книге «Мархам аль-илал аль-муаддала фи дафъ аш-шубах ва ар-радд аля аль-муътазиля» в третьей части пишет:

ومتأخرو الحنابلة غلوا في دينهم غلواً فاحشاً، وتسفّهوا سفهاً عظيماً، وجسّموا تجسيماً قبيحاً، وشبّهوا الله بخلقه تشبيهاً شنيعاً، وجعلوا له من عباده أمثالاً كثيرة؛ حتى قال أبوبكر ابن العربي في العواصم: «أخبرني من أثق به من مشيختي، أن القاضي أبا يعلى الحنبلي كان إذا ذكر الله سبحانه يقول فيما ورد من هذه الظواهر في صفاته تعالى: ألزموني ما شئتم فإني ألتزمه إلا اللحية والعورة. قال أئمة بعض أهل الحق: وهذا كفر قبيح، واستهزاء بالله تعالى شنيع، وقائله جاهل به تعالى، لا يُقتدى به ولا يُلتفت إليه، ولا هو متَّبع لإمامه الذي ينتسب إليه ويتستَّر به؛ بل هو شريك للمشركين في عبادة الأصنام؛ فإنه ما عبدالله ولا عرفه، وإنما صور صنماً في نفسه، فتعالى الله عما يقول الملحدون والجاحدون علواً كبيراً

«Ханбалитские ученые позднего периода извратили религию, сделали множество глупых высказываний, они облекли Аллаха в материальное тело и уподобили Его созданиям. Абу Бакр Ибн аль-Араби (468-543 х/1076-1148 м) в книге «Аль-Авасым» (2/283) по этому поводу пишет: «Я слышал от многих надежных наставников, что кади Абу Яъля аль-Ханбали при упоминании Аллаха говорил: «Говорите мне о нем все, что угодно, я принимаю все, кроме бороды и постыдных мест». Некоторые ученые по этому поводу сказали, что “это явное неверие, издевательство над Аллахом. Таких идей может придерживаться только невежда, и за ним ни в коем случае нельзя следовать, он не имеет права быть имамом. Этот человек уподобился язычникам, поклоняющимся идолам. Он поклоняется не Аллаху, а идолу, которого создал в своем разуме. Аллах превыше всего, что Ему приписывают безбожники и атеисты”». Далее он пишет: «Ибн аль-Джаузи поступил очень хорошо, что написал опровержение идей этих людей. В этом опровержении он пишет, что они уподобили Аллаха человеку. Они опорочили ханбалитский мазхаб, именно поэтому сейчас слово ханбалит ассоциируется с понятием муджассимит». Он же пишет: «Эти люди лишь заигрывают с религией, они не познали Аллаха, в их учении нет и доли Ислама. Общаясь с вами, они унижают вас до уровня ребенка». Далее он указывает: «Они открыто уподобляют Аллаха человеку. За ними последовали некоторые простолюдины. Причем опозорились и те и другие».

[«Мархам аль-илал аль-муаддала фи дафъ аш-шубах ва ар-радд аля аль-муътазиля»]


 

Имам Такиюддин Абу Бакр аль-Хисни аш-Шафии (752-829 х/1351-1425 м) в предисловии к книге «Дафг шубах ман шаббаха» пишет:

وبعد : فإن سبب وضعي لهذه الأحرف اليسيرة ؛ ما دهمني من الحيرة من أقوام أخباث السريرة ؛ يظهرون الانتماء إلى مذهب السيد الجليل الإمام أحمد ؛ وهم على خلاف ذلك والفرد الصمد ، والعجب أنهم يعظمونه في الملأ ويتكاتمون إضلاله مع بقية الأئمة ، وهم أكفر ممن تمرد وجحد ، ويضلون عقول العوام وضعاف الطلبة بالتمويه الشيطاني وإظهار التعبد والتقشف وقراءة الأحاديث ويعتنون بالمسند ، وكل ذلك خزعبلات منهم وتمويه … فالحاصل من كلام ابن حامد والقاضي وابن الزاغوني من التشبيه والصفات التي لا تليق بجناب الحق سبحانه وتعالى … هي نزعة سامرية في التجسيم ، ونزعة يهودية في التشبيه ، وكذا نزعة نصرانية … وبالغوا في الافتراء إما لجهلهم وإما لضغينة في قلوبهم لأنهم أفراخ السامرة في التشبيه ويهود في التجسيم


«Далее… Причиной написания этой книги явились люди, проповедующие тайное зло и относящие себя к мазхабу великого имама Ахмада. Простым людям эти люди раскрывают свое учение, а перед учеными боятся о нем говорить. Эти люди хуже тех, кто открыто отступает от веры, они вводят в заблуждение простолюдинов. Внешне эти люди выглядят набожными рабами Аллаха, не расстаются со сборниками хадисов. На самом же деле такие люди, как Ибн Хамид и кади Ибн аз-Загуни, являются мушаббихами и приписывают Аллаху атрибуты, не приличествующие Его божественной сущности. Эти люди – последователи самирия, их убеждения сходны с убеждениями иудеев и христиан, они представляют Бога в телесном образе».

 

[Аль-Хисни, «Дафг шубах ман шаббаха ва тамаррада ва насаба залика иля ас-сайид аль-джалил Ахмад»]


 

Имам аш-Шаърани (898-973 х/1493-1566 м) в своей книге «Явакит ва аль-джавахир» пишет следующее:

وقد دسَّ الزنادقة تحت وسادة الإِمام أحمد بن حنبل في مرض موته، عقائد زائغة، ولولا أن أصحابه يعلمون منه صحة الاعتقاد، لافتتنوا بما وجوده تحت وسادته

 

«Безбожники подсунули под подушку Ахмада ибн Ханбала рукописи, в которых были отражены искаженные убеждения, и если бы его сподвижники не знали его убеждений, то они пришли бы в заблуждение из-за того, что они нашли под его подушкой»

 

[Аш-Шаърани, «аль-Явакит ва аль-джавахир бани'акаид аль-акабир», т. 1, с. 8]


 

Шейх Саид бин Мабрук аль-Кануби по этому поводу пишет:

قال الشيخ العلامة سعيد بن مبروك القنوبي: وقد ابتلي الإمام أحمد بن حنبل بأصحاب جهلة كذبوا عليه ونسبوا إليه ما لم يقله من العقائد والآراء الكاسدة؛ كما ذكر ذلك جماعة كبيرة من العلماء منهم ابن الجوزي وابن الصلاح وابن عبدالسلام والإمام السبكي وابنه التاج والذهبي وآخرون

 

«Имам Ахмад подвергся тяжелому испытанию, невежды приписали ему различные извращенные высказывания в области акыды. Об этом заявляют Ибн аль-Джаузи (508-597 х/1115-1201 м), Ибн ас-Салах (577-643 х/1181-1245 м), Ибн Абдуссалям (577-660 х/1181-1262 м), имам ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м), его сын Таджуддин (717-771 х/1318-1370 м), аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) и другие»

 

[Аль-Кануби, «ас-Сайф аль-хадд», с. 192]


 

В действительности, акыда имама Ахмада очень проста и состоит, в основном, в принятии слов «муташаббихат» из Корана и хадисов без раскрытия их смысла — так, как они дошли до нас, и без попытки определить то, что они означают.

Передал Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 г.х.), в своей книге «Люм`атуль и`тикъад» следующие слова имама Ахмада ибн Ханбаля:

قال الإمام أبو عبد الله أحمد بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه و سلم : [ إن الله ينزل إلى سماء الدنيا ] و : [ وإن الله يرى في القيامة ] وما أشبه هذه الأحاديث : نؤمن بها ونصدق بها لا كيف ولا معنى ولا نرد شيئا منها ونعلم أن ما جاء به الرسول حق ولا نرد على رسول الله صلى الله عليه و سلم ولا نصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية : { ليس كمثله شيء وهو السميع البصير } ونقول كما قال ونصفه بما وصف به نفسه لا نتعدى ذلك ولا يبلغه وصف الواصفين

«Сказал Имам Абу Абдиллях Ахмад бин Мухаммад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах нисходит на нижнее небо», «Аллаха увидят в Судный день» и подобных этим хадисам: «Мы верим в них и подтверждаем, не спрашивая «как» и без толкования смысла. Мы не отвергаем из этого ничего и не опровергаем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не описываем Аллаха больше, чем Он Себя описал, не придавая границ и предел, «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий». И мы говорим, так как Он сказал, и описываем Его, как Он описал себя. Мы не переступаем через это и не достигнет этого описания описывающий.

 

[Ибн Къуддама, «Люм`атуль и`тикад», 1/9]

 Хвала Аллаху, Господу Миров.