Хвала Аллаху Господу Миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

 


Далее.

Многие мусульмане сегодня пребывают в абсолютном невежестве относительно мазхаба в области вероучения (акыды) ашария. Они не знают ученых-ашаритов и каков их метод в вопросах акыды. Более того, некоторые мусульмане даже не стесняются относить ашаритов к заблудшим, ставить их в один ряд с сектами, сбившимися с истинного пути, обвинять их в отступлении от Ислама и в отрицании качеств (сифатов) Всевышнего Аллаха.

Всё это, конечно, происходит от того, что люди ничего не знают про школу ашария. Корень этой проблемы – отсутствие единства внутри Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а (суннитов).


 

Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это «ашаритская акыда». Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахимизмом», «безбожием», «атеизмом». Один из современных ваххабитов-псевдосалафитов, Сафар аль-Хавали, был настолько ослеплен ненавистью к истинной акыде, что сказал:

«Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских алимов хуже исмаилитов!


 

В общем, современные ваххабиты-псевдосалафиты пытаются внушить молодежи животную ненависть к ученым-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг, ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.


 

 

Кто же такие ашариты? 

 

Это выдающиеся учёные и имамы прямого пути, знание которых распространилось от Востока до Запада. Их благочестие, широту знания, безоговорочное следование и служение Исламу признало подавляющее большинство уммы.

 

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет хидаят, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, да будет доволен ими Аллах, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее, они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом аль-Аш’ари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Аш’ари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама. Абсолютное большинство последователей четырех суннитских мазхабов следовали ашаритскойакыде.  Ашариты – это мухаддисы (хадисоведы), факихи (правоведы), муфассиры (комментаторы Священного Корана), среди которых великие имамы, столпы исламских наук.

С помощью Всевышнего Аллаха приведем высказывания авторитетных ученых об имаме Абуль Хасане аль-Аш’ари и ашаритах, а также подтверждение того, что большая часть уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, последователей четырех мазхабов, величайшие имамы были ашаритами. И конечно то, что ашариты это и есть Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (сунниты).

 

 

Сказал Имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки (717-771 г.х.), да смилуется над ним Всевышний Аллах, в своем «Табакат»:

 

قال الإمام تاج الدين السبكي رحمه الله تعالى (الطبقات 3/ 365): (اعلم أن أبا الحسن لم يبدع رأياً ولم ينشء مذهباً، وإنما هو مقرر لمذاهب السلف، مناضل عما كانت عليه صحابة رسول الله ‘، فالانتساب إليه إنما هو باعتبار أنه عقد على طريق السلف نطاقاً وتمسك به وأقام الحجج والبراهين عليه فصار المقتدي به في ذلك السالك سبيله في الدلائل يسمى أشعرياً) اهـ.

ثم قال رحمه الله تعالى مبيناً أن هذه الطريقة عليها جل الأمة: (وقد ذكر شيخ الإسلام عز الدين بن عبد السلام أن عقيدته — يعني الأشعري — اجتمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة، ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو بن الحاجب، وشيخ الحنفية جمال الدين الحصيري) اهـ.

 

«Знай, что Абуль-Хасан [аль-Аш'ари] не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял [в спорах] и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он [Субки] разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль-ислам Иззуддин ибн Абдуcсалям (577-660 г.х.) сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб (570-646 г.х.) и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

[Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафи'ия аль-Кубра», 3/365]

 

Сказал великий мухаддис и факих, аль-Хафиз, Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 г.х.), да будет доволен им Аллах:

 

قال الحافظ أبو بكر البيهقي رحمه الله تعالى: (.. إلى أن بلغت النوبة إلى شيخنا أبي الحسن الأشعري رحمه الله فلم يحدث في دين الله حَدَثاً، ولم يأت فيه ببدعة، بل أخذ أقاويل الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الأئمة في أصول الدين فنصرها بزيادة شرح وتبيين، وأن ما قالوا وجاء به الشرع في الأصول صحيح في العقول، بخلاف ما زعم أهل الأهواء من أن بعضه لا يستقيم في الآراء، فكان في بيانه تقوية ما لم يدلَّ عليه من أهل السنة والجماعة، ونصرة أقاويل من مضى من الأئمة كأبي حنيفة وسفيان الثوري من أهل الكوفة، والأوزاعي وغيره من أهل الشام، ومالك والشافعي من أهل الحرمين، ومن نحا نحوهما من الحجاز وغيرها من سائر البلاد، وكأحمد بن حنبل وغيره من أهل الحديث، والليث بن سعد وغيره وأبي عبدالله محمد بن إسماعيل البخاري وأبي الحسين مسلم بن الحجاج النيسابوري إمامي أهل الآثار وحفاظ السنن التي عليها مدار الشرع رضي الله عنهم أجمعين) اهـ. تبيين كذب المفتري 103، الطبقات الكبرى للتاج السبكي 3/397

 

«И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, АбуАбдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Хаджаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми».

[Ибн Асакир, «Табйинуль казиб аль-Муфтари», стр. 103; Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафиия аль-Кубра», том 3, стр. 397]

 


Сказал Хафиз ибн Асакир ад-Димашки (499-571 г.х.), да смилуется над ним Всевышний Аллах:

 

وقال الحافظ ابن عساكر رحمه الله تعالى (تبيين كذب المفتري ص 359): (.. ولسنا نُسَلِّم أن أبا الحسن اخترع مذهباً خامساً، وإنما أقام من مذاهب أهل السنة ما صار عند المبتدعة دارساً، وأوضح من أقوال من تقدمه من الأربعة وغيرهم ما غدا ملتبساً، وجدد من معالم الشريعة ما أصبح بتكذيب من اعتدى منطمساً، ولسنا ننتسب بمذهبنا في التوحيد إليه على معنى أنا نقلده فيه ونعتمد عليه، ولكنا نوافقه على ما صار إليه من التوحيد لقيام الأدلة على صحته لا لمجرد التقليد، وإنما ينتسب منا من انتسب إلى مذهبه ليتميز عن المبتدعة الذين لا يقولون به من أصناف المعتزلة والجهمية والكرامية والمشبهة والسالمية، وغيرهم من سائر طوائف المبتدعة وأصحاب المقالات الفاسدة المخترعة، لأن الأشعري هو الذي انتدب للرد عليهم حتى قمعهم وأظهر لمن لا يعرف البدع بدعهم، ولسنا نرى الأئمة الأربعة الذين عنيتم في أصول الدين مختلفين، بل نراهم في القول بتوحيد الله وتنزيهه في ذاته مؤتلفين، وعلى نفي التشبيه عن القديم سبحانه وتعالى مجتمعين، والأشعري – رحمه الله – في الأصول على منهاجهم أجمعين، فما على من انتسب إليه على هذا الوجه جناح، ولا يرجى لمن تبرأ من عقيدته الصحيحة فلاح، فإن عددتم القول بالتنزيه وترك التشبيه تمشعراً فالموحدون بأسرهم أشعرية، ولا يضر عصابة انتمت إلى موحد مجردُ التشنيع عليها بما هي منه بَرِيِّة) اهـ.

 

«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш’ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш’ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш’ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал вакыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду (единобожнику) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».

 

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам аль-Аш’ари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

 


Хафиз Ибн Асакир далее, пишет в своей книге об ашаритах:

 

وقال أيضاً رحمه الله تعالى (المصدر السابق 397): (وهم — يعني الأشاعرة — المتمسكون بالكتاب والسنة، التاركون للأسباب الجالبة للفتنة، الصابرون على دينهم عند الابتلاء والمحنة، الظاهرون على عدوهم مع اطراح الانتصار والإحنة، لا يتركون التمسك بالقرآن والحجج الأثرية، ولا يسلكون في المعقولات مسالك المعطلة القدرية، لكنهم يجمعون في مسائل الأصول بين الأدلة السمعية وبراهيـن العقـول، ويتجنبون إفراط المعتزلة ويتنكبون طرق المعطلة، ويَطَّرِحون تفريط المجسمة المشبهة، ويفضحون بالبراهين عقائد الفرق المموهة، وينكرون مذاهب الجهمية وينفرون عن الكرامية والسالمية، ويبطلون مقـالات القدرية ويرذلون شُبَهَ الجبرية… فمذهبهم أوسط المذاهب، ومشربهم أعذب المشارب، ومنصبهم أكرم المناصب، ورتبتهم أعظم المراتب فلا يؤثر فيهم قدح قـادح، ولا يظهر فيهم جرح جارح) اهـ.

 

«Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к фитне. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. Следуя за разумом, они не доходят до отрицания сифатов, как это делали джахимиты, но сочетают в основах следование Откровению с доводами разума, подтверждающими положения Корана и Сунны. В отличие от мутазилитов, они не усердствуют в отрицании положений Корана и Сунны, и не халатны, как муджасима, [которые из-за этого впали в заблуждение таджсима]. Они опровергают заблудших джахимитов и нечестивых карамитов, разоблачают доводы кадарритов и развеивают сомнения джабаритов… Их мазхаб – это мазхаб золотой середины. Их источник знаний – это самый чистый источник. У них наивысший уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и никакой критик не сможет очернить их».

 

[Ибн Асакир, «Табйинуль казиб аль-Муфтари фимаа Нусиба иляль Имам Абуль-Хасан аль-Аш'ари», стр. 359-397]

 


Имам Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

 

وقال الإمام المرتضى الزبيدي رحمه الله تعالى (إتحاف السادة المتقين 2/7): (وليعلم أنّ كلاًّ من الإمامين أبي الحسن وأبي منصور — رضي الله عنهما — وجزاهما عن الإسلام خيراً لم يبدعا من عندهما رأياً ولم يشتقا مذهباً إنما هما مقرران لمذاهب السلف مناضلان عما كانت عليه أصحاب رسول الله ‘ … وناظَرَ كلٌّ منهما ذوي البدع والضلالات حتى انقطعوا وولوا منهزمين) اهـ.

 

«Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших».

 

[Муртаза аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», том 2, стр. 7]

 


Сказал Имам Абу Бакр ас-Сайрафи (ум. 330 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

 قال الفقيه أبو بكر الصَّيرَفي : «كانت المعتزلة قد رفعوا رءوسهم حتى نشأ الأشعري فحجزهم في أقماع السَّماسم». انظر هذا وأقوال العلماء فيه رضي الله عنه : «سير أعلام النبلاء» ،للذهبي ،ج15

 

«Мутазилиты подняли свои головы, и Всевышний возвел аль-Аш’ари — и тот загнал их в околоцветник кунжута».

 

[Имам аз-Захаби, «Сияр а'лям ан-нубаля», том 15, стр. 85]

 


Сказал великий имам усулуддина, Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади аш-Шафии (ум. 429 г.х.) в своей книге «Усулуддин», после того, как он перечислил имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а в науке каляма из числа сподвижников, табиинов и табиу табиинов:

 

قال الإمام عبد القاهر البغدادي في (أصول الدين ص309) بعد أن عدَّدَ أئمة أهل السنة والجماعة في علم الكلام من الصحابة والتابعين وتابعيهم إلى أن قال: (.. ثم بعدهم شيخ النظر وإمام الآفاق في الجدل والتحقيق أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري الذي صار شجاً في حلوق القدرية….. وقد ملأت الدنيا كتبه، وما رزق أحد من المتكلمين من التبع ما قد رزق، لأن جميع أهل الحديث وكل من لم يتمعزل من أهل الرأي على مذهبه) اهـ.

 

«Затем, после них идет шейх рассуждений, имам всего мира в доказательстве и в установлении истины Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари, который стал раной (как кость в горле) в глотках кадаритов (секта отвергающая волю Аллаха)…Поистине весь мир наполнился его книгами (произведениями), и не было даровано никому из ученых каляма то, что было даровано ему, потому что все люди хадиса и все, кто не стал мутазилитом, из авторитетных людей, стали последователями его мазхаба (школы)».

 

[Абу Мансур аль-Багдади, «Усулуддин», стр. 309]

 


Сказал Имам Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 г.х.), знаток фикха и усуля:

 

قال الأستاذ الإمام الإسفراييني الفقيه الأصولي : » كنت في جنب الشيخ الباهلي كقطرة في البحر ، وسمعت الشيخ أبا الحسن الباهلي يقول : كنت أنا في جنب الأشعري كقطرة في جنب البحر «.

 

«Возле Шейха аль-Бахили (ученик имама аль-Аш’ари) я был как капля в море. Я слышал, как Шейх Абуль Хасан аль-Бахили говорил: «Возле аль-Ашари я был как капля в море».

 

 

Сказал Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 г.х.), в своей книге:

 

قال أبو بكر أحمد بن علي بن ثابت المعروف بالخطيب البغدادي المتوفى سنة 463ه‍ في الجزء الحادي عشر من تاريخه المشهور صفحة 346: «أبو الحسن الأشعري المتكلم صاحب الكتب والتصانيف في الرد على الملحدة وغيرهم من المعتزلة والرافضة، والجهمية، والخوارج وسائر أصناف المبتدعة. إلى أن قال: وكانت المعتزلة قد رفعوا رؤوسهم حتى أظهر الله تعالى الأشعري فحجزهم في أقماع السمسم»

«Абуль-Хасан аль-Аш’ари – мутакаллим, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, а также мутазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков… Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш’ари одержать над ними верх».

 

[аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», 346]

 


Сказал Имам Абуль-Касим аль-Къушайри (376-465 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

ذكر الإمام القشيري أن أصحاب الحديث اتفقوا أن أبا الحسن علي بن اسمعيل الأشعري رضي الله عنه كان إماما من أئمة أصحاب الحديث ، ومذهبه مذهبهم تكلم في الأصول على طريقة أهل السنة ، ورد على المخالفين من أهل الزيغ والبدعة ، وكان على المعتزلة والمبتدعين والخارجين سيفا مسلولا ، تفقه الأشعري على أبي إسحق المروزي وزكريا بن يحيى الساجي .

 

«Ахлю аль-Хадис единогласны в том, что Абуль Хасан Али бин Исма’ил аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, был из имамов людей хадиса и его мазхаб — это их мазхаб. Он говорил об основах религии по пути Ахлю-с-Сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Против мутазилитов, нововеденцев, хавариджей он был обнажённым мечом».

 

[«Табйинул казиб аль-Муфтари», Ибн Асакир, стр. 60]

 

Сказал шейх, имам, пример, муджтахид, Шейхуль Ислам Абу Исхак аш-Ширази аш-Шафии (393-476 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

وقال الإمام أبو إسحاق الشيرازي رحمه الله تعالى (طبقات الشافعية 3/ 376): (وأبو الحسن الأشعري إمام أهل السنة، وعامة أصحاب الشافعي على مذهبه، ومذهبه مذهب أهل الحق) اهـ.

 

«Абуль Хасан аль-Аш’ари — имам Ахлю-с-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, его мазхаб — мазхаб людей истины»

 

[«Табакату аш-шафиия аль-Кубра», том 3, стр. 376]

 


Также Имам Абу Исхак аш-Ширази, да смилуется над ним Аллах, сказал:

فمن اعتقد غير ما أشرنا إليه من اعتقاد أهل الحق المنتمين إلى الإمام أبي الحسن الأشعري فهو كافر

 

А кто имеет убеждения отличные от тех, на которые мы указали, а именно от убеждений людей истинны относящихся к Имаму Абуль Хасану аль-Ашари, тот кафир.

 

[Абу Исхак аш-Ширази, «Китабуль ишарати иля мазхабиль хакк»]

 


Сказал Имам Абу Наср аль-Кушайри (434-514 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

قال الإمام أبو نصر القشيري رحمه الله تعالى:

شيئان من يعذلني فيهما فهو على التحقيق مني بري

حب أبي بكر إمام الهدى ثم اعتقادي مذهب الأشعري

 

«Тот, кто отдаляет меня от двух вещей, то в действительности, от него я чист: любовь к Абу Бакру — имаму праведного пути и вероубеждение ашаритов»

 

[Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафиия аль-Кубра», стр. 1066]

 


Сказал Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (468-543 г.х.) в книге «аль-Авасим мин Кавасим»:

 

قال القاضي أبو بكر بن العربي المالكي [ عمّار طالبي : آراء أبي بكر بن العربي الكلامية و نقده للفلسفة اليونانية ، الجزء الثاني : العواصم من القواصم صفحة 108 ] : على كل حال فالذي أراه لكم على الإطلاق ، أن تقتصروا على كتب علمائنا الأشعرية ، و على العبارات الإسلامية ، و الأدلة القرآنية.اهـ

 

«…вы ограничивайтесь на книгах наших ученых ашаритов, на исламских выражениях и доводах Корана».

 

[Абу Бакр ибн аль-Араби, «аль-Авасим мин Кавасим», том 2, стр. 108]

 


Сказал великий маликитский ученый Имам Кади Ийяд аль-Малики (476-544 г.х.), да смилуется над ним Аллах, об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари и ашаритском пути:

 

قال عنه القاضي عياض المالكي: وصنف لأهل السنة التصانيف، وأقام الحجج على إثبات السنة، وما نفاه أهل البدع من صفات الله تعالى ورؤيته، وقدم كلامه وقدرته، وأمور السمع الواردة. قال: تعلق بكتبه أهل السنة، وأخذوا عنه، ودرسوا عليه، وتفقهوا في طريقه، وكثر طلبته وأتباعه، لتعلُّم تلك الطرق في الذب عن السنة، وبسط الحجج والأدلة في نصر الملة، فسموا باسمه، وتلاهم أتباعهم وطلبتهم، فعرفوا بذلك ـيعني الأشاعرةـ وإنما كانوا يعرفون قبل ذلك بالمثبتة، سمة عرفتهم بها المعتزلة؛ إذ أثبتوا من السنة والشرع ما نفوه. قال: فأهل السنة من أهل المشرق والمغرب بحججه يحتجون، وعلى منهاجه يذهبون، وقد أثنى عليه غير واحد منهم، وأثنوا على مذهبه وطريقه) ترتيب المدارك، للقاضي عياض ج5 ص24، 25.

 

«Он составил для Ахлю-с-Сунны произведения и привел доводы для подтверждения Сунны и атрибутов Всевышнего Аллаха, которые отрицают нововведенцы, таких как возможность видеть его, вечность его Каляма (речи) и могущества и вопросов слуха. За его книги держатся вся сунниты. Они переняли от него многое и учились у него. И стали многочисленными его ученики и последователи, которые изучали эти направления для защиты Сунны и пространно изложили доводы в помощь исламской общины. И они назвали это направление его именем. И за ними последовали их ученики и последователи и их стали узнавать под этим именем, то есть как ашаритов. А до этого их знали как группу закрепляющая Сунну, под этим именем они были известны и мутазилитам, когда они установили и подтвердили в Сунне то, что они (мутазилиты) отвергли. Вся Ахлю-с-Сунна от востока до запада пользуются его доводами и идут по его пути. Его похвалили многие из них (Ахлю-с-Сунна), также хвалят и его мазхаб и метод».

 

[Къади Ийяд, «Тартииб аль-Мадаариик», том 5, стр. 24, 25]

 


Говорит Имам Абуль-Фатх аш-Шахристани (479- 548 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Миляль ва-н-Нихаль» следующее:

 

يقول الإمام أبو الفتح الشهرستاني في كتابه الملل والنحل مانصه : ( الأشعرية أصحاب أبي الحسن علي بن اسماعيل الأشعري المنتسب إلى أبي موسى الأشعري رضي الله عنهما، وسمعت من عجيب الاتفاقات أن أبا موسى الأشعري رضي الله عنه كان يقرر عين ما يقرر الأشعري أبو الحسن في مذهبه ) الملل والنحل ( 1 / 94 )

 

«Ашариты — это последователи Абуль-Хасана ибн Исмаил аль-Аш’ари относящийся к Абу Мусе аль-Аш’ари, да будет доволен ими обоими Аллах. Я слышал удивительные единогласия в том, что Абу Муса аль-Аш’ари подтверждал, то же самое, что и Абуль-Хасан аль-Аш’ари в своем мазхабе»

 

[Имам аш-Шахристани, «Аль-Миляль ва-н-Нихаль», 1\94]

 


Сказал величайший имам, факих, мухаддис, суфий, Шейх уль-Ислам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 г.х.), да будет доволен им Аллах, в своей книге «Бустан аль-арифин»:

 

قلت: ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما

 

«Я говорю: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, да будет Аллах доволен ими обоими».

 

[Имам ан-Навави, «Бустан аль-арифин», стр. 79]

 


Сказал Имам Адудуддин Абдуррахман ибн Ахмад аль-Ииджи аш-Шафии (680-756 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Мавакиф», в разъяснениях спасшейся общины после перечисления погибших общин:

 

وقال الإمام عضد الدين الإيجي — رحمه الله تعالى — في بيان الفرقة الناجية، بعد أن عدد فرق الهالكين (المواقف ص 430): (وأما الفرقة الناجية المستثناة الذين قال النبي صلى الله عليه وسلم فيهم «هم الذين على ما أنا عليه وأصحابي» فهم الأشاعرة والسلف من المحدثين وأهل السنة والجماعة، ومذهبهم خالٍ من بدع هؤلاء) اهـ.

 

«То, что касается спасщей общины, о которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это то, на чем я и мои сподвижники», то они ашариты и предшественники из мухаддисов и Ахлю-с-Сунна валь Джама’а, и их путь (мазхаб) чист от новшеств»

 

[Адудуддин аль-Иджию, «Аль-Мавакиф», стр. 430]

 


Сказал Имам аль-Яфии (698-768 г.х.), да смилуется нал ним Аллах, в книге «Мирату аль-Джанан» следующее об имаме аль-Аш’ари:

 

وقال اليافعي في مرءاة الجنان ما نصه: » الشيخ الإمام ناصر السنة وناصح الأمة، إمام الأئمة الحق ومدحض حجيج المبدعين المارقين، حامل راية منهج الحق ذي النور الساطع والبرهان القاطع » ا.هـ. مرءاة الجنان (2/ 298).

 

«Шейх, имам, защитник Сунны, проповедник уммы. Имам имамов истинных, опровергающий доводы нововведенцев, отклонившихся от прямого пути. Носитель знамени истинного пути, обладатель яркого сияния и достоверных доводов».

 

[Аль-Яфии, «Мирату аль-Джанан», том 2, стр. 298]

 


Сказал Имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки аш-Шафии (717-771 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

قال الإمام تاج الدين السبكي (توفي سنة 771 هـ) في كتابه (معيد النعم ومبيد النقم) ما نصه: «عقيدة الأشعري هي ما تضمنته عقيدة أبي جعفر الطحاوي وعقيدة أبي القاسم القشيري والعقيدة المسماة بالمرشدة ، مشتركات في أصول أهل السنة والجماعة«.

 

«Положения вероучения имама аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, истинно выражают акыда имама Абу Джа’фара ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, акыда имама Абуль-Касима аль-Кушейри, да будет доволен им Аллах, и акыда известная как «аль-Муршида», вместе они отображают основы суннитского вероубеждения».

 

[Таджуддин ас-Субки, «Муидуль нниам ва муиду нникам»]

 

 


Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 г.х.), да смилуется над ним Аллах, говорит также:

ويقول الشيخ قـاضي القضاة تاج الدين عبد الوهاب السبكي ما نصه : ( وهؤلاء الحنفية والشافعية والمالكية وفضلاء الحنابلة في العقائد يد واحدة كلهم على رأي أهل السنة والجـماعة يدينون لله تعالى بطريق شيخ السنة أبي الحسن الأشعري رحمه الله ) ثم يقول بعد ذلك : ( وبالجملة عقيدة الأشعري هي ما تضمنته عقيدة أبي جعفر الطحاوي التي تلقاها علماء المذاهب بالقبول ورضوها عقيدة ) انظر معيد النعم ومبيد النقم ( ص 62 ) .

 

«Эти ханафиты, шафииты, маликиты, и самые достойные из ханбалитов как один, все на одном вероубеждении, на мнении Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а. В богослужении они идут по пути Шейха Сунны Абуль-Хасана аль-Аш`ари, да смилуется над ним Аллах».

Далее он говорит: «В общем акыда Аль-Ашари — это то, что заключает в себя акыда Абу Джафара ат-Тахави, которую приняли ученые этих мазхабов и согласились на нем как свое вероубеждение».

 

[Таджуддин ас-Субки, «Муидуль нниам ва муиду нникам», стр. 62]

 

 


Также Таджуддин ас-Субки сказал в своем «Табакат»:

 

وقال كذلك أي التّاج السبكي في طبقاته: أثناء ترجمة الأشعري ما نصه: ذكر بيان أن طريقة الشيخ- يعني الأشعري- هي التي عليها المعتبرون من علماء الاسلام والمتميزون من المذاهب الأربعة في معرفة الحلال والحرام والقائمون بنصرة دين سيدنا محمد عليه أفضل الصلاة والسلام: طبقات الشافعية (2/ 245).

 

«Поистине путь Шейха – (Аль-Ашари)- это тот путь, по которому пошли уважаемые ученые из ученых Ислама и ученые четырех мазхабов, которые умеют различать между халялом (дозволенным) и харамом (запретным) и стоящие в помощь религии нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самыми лучшим благословениями и приветствиями»

 

[Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафиия аль-Кубра», том 2, стр. 365]

 

 


Сказал Имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки (717-771 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

وحكينا لك مقالة الشيخ ابن عبد السلام ومن سبقه إلى مثلها وتلاه على قولها حيث ذكروا أن الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة أشعريون هذه عبارة ابن عبد السلام شيخ الشافعية وابن الحاجب شيخ المالكية والحصيرى شيخ الحنفية ومن كلام ابن عساكر حافظ هذه الأمة الثقة الثبت “هل من الفقهاء الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق الأشعرى ومنتسب إليه وراض بحميد سعيه فى دين الله ومثن بكثرة العلم عليه غير شرذمة قليلة تضمر التشبيه وتعادى كل موحد يعتقد التنزيه أو تضاهى قول المعتزلة فى ذمه…”.

 

«Мы уже упомянули то, что говорил Ибн Абдуссалям (577-660 г.х.), и другие до него, о том, что все шафииты, маликиты, ханафиты и почтенные ханабалиты являются ашаритами. Это было сказано Ибн Абдуссалямом, главой шафиитов своего времени, и Ибн аль-Хаджибом, главой маликитов его времени, и аль-Хасири, главой ханафитов его времени. Из слов Ибн Асакира, великого мухаддиса уммы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), авторитетнейшего и достойного доверия мужа: «Есть ли среди факихов ханафитского, маликитского и шафиитского мазхабов те, кто не согласен с ним (с Ибн Абдус-с-Салямом), и те, кто бы не ссылался на него, и те, кто не довольны его стараниями для Религии Аллаха, те, кто не восхваляет его за великое знание? [Таких нет,] кроме маленькой группки, которая скрывает свой антропоморфизм и считает врагами тех, кто исповедует таухид и очищает Аллаха от уподобления созданным. Другое исключение — это те, кто говорит похожее на речи му’тазилитов, отзываясь плохо о нем (имеется в виду Ибн Абдуссалям)»

 

[Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафиия аль-Кубра», том 3, стр. 373-374]

 

 


Сказал Имам аль-Аснави аш-Шафии (704-774 г.х.), да смилуется над ним Аллах, про имама аль-Ашари:

 

قال الأسنوي الشافعي: «هو القائم بنصرة أهل السنة القامع للمعتزلة وغيرهم من المبتدعة بلسانه وقلمه، صاحب التصانيف الكثيرة، وشهرته تغني عن ا لإطالة بذكره «» ا. هـ. طبقات الشافعية (1/ 47).

 

«Он помогает Ахлю-с-Сунна и подавляет мутазилитов и других нововведенцев своим языком и пером, автор многочисленных произведений, он так известен, что не нуждается в долгом рассказе о нем».

 

[«Табакату аш-шафиия аль-Кубра», том. 1, стр. 47]

 

 


Сказал Имам аль-Кураши аль-Ханафи (ум. 775 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Табакат» об имаме аль-Ашари:

 

[قال القرشي الحنفي في طبقاته: "صاحب الأصول الإمام الكبير وإليه تنسب الطائفة الأشعرية" ا. هـ. الجواهر المضية في طبقات الحنفية 21/ 544- ه 54

«Обладатель основ, большой имам и к нему относят религиозную общину ашаритов».

 

[Аль-Кураши, «аль-Джавахиру аль-Мддиййату фи Табакати аль-Ханафийати»]

 


Ибн Фархун (719-799 г.х.) в своей книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб» писал:

قال ابن فرحون في الديباج: «أثنى على أبي الحسن الأشعري أبو محمد بن أبي زيد القيرواني وغيره من أئمة المسلمين»اه‍

 

«Абуль-Хасан аль-Аш`ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Абу Зейда аль-Кайравани (310-386 г.х.) и других видных богословов».

 

 

Сказал Имам Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Вазири аль-Ямани (758-822 г.х.) в своей книге «Исаруль хакъ»:

 

قال الإمام محمد بن إبراهيم ابن الوزير اليماني رحمه الله في كتابه إيثار الحق 250: ( اتفق أهل السنة : من أهل الأثر والنظر والأشعرية على أن الإرادة لا يصح أن تضاد العلم ولا يريد الله تعالى وجود ما قد علم أنه لا يوجد )

«Согласилась Ахлю-с-Сунна: из ахлю аль-асар (асариты), ан-назар (мутуридиты) и ашаритов в том, что…»

 

[Аль-Вазири, «Исаруль хакъ», стр. 250]

 


Сказал аль-Хафиз Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

قال الحافظ جلال الدين السيوطي الشافعي (توفي سنة 911 هـ) في كتابه (الوسائل إلى معرفة الأوائل) ما نصه: «فلما وُلي السلطان صلاح الدين بن أيوب أمر المؤذنين أن يعلنوا في وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية، فواظب المؤذنون على ذكرها كل ليلة إلى وقتنا هذا«.

«Когда было передано исламское правление в руки Султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба (532-589 г.х.), повелел он муаззинам, чтобы читали они с наступлением времени «тасбих» ашаритскую акыду. И были они постоянны в этом вплоть до нашего времени (с 6-го по 9-10 век хиджры)».

 

[Имам ас-Суюти, «аль-Васаиль иля маарифатиль аваиль»]

 


Сказал аль-Алляма Абуль-Хайр Ташкубра Зада (901-968 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в «Мифтах ас-саадат»:

 

قال العلامة أبو الخير طاشْكُبْري زَادَهْ — رحمه الله تعالى — (مفتاح السعادة 2 / 33): (ثم اعلم أن رئيس أهل السنة والجماعة في علم الكلام — يعني العقائد — رجلان، أحدهما حنفي والآخر شافعي، أما الحنفي فهو أبو منصور محمد بن محمود الماتريدي، إمام الهدى… وأما الآخر الشافعي فهو شيخ السنة ورئيس الجماعة إمام المتكلمين وناصر سنة سيد المرسلين والذاب عن الدين والساعي في حفظ عقائد المسلمين، أبو الحسن الأشعري البصري.. حامي جناب الشرع الشريـف من الحديـث المفترى، الذي قـام في نصرة ملـة الإسـلام فنصرها نصراً مؤزراً) اهـ.

 

«Потом, ты знай, что главой Ахлю-с-Сунна валь Джама`а в ильмуль каляме (т.е акиде) являются два человека, один из них ханафит, а другой шафиит. То, что касается ханафита, то это Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуруди имам правильного пути…. а другой шафиит, то это шейху суннати раисуль джамаати, имам мутакаллимов, помогающий Сунне Господина пророков, отгоняющий от религии (нечисть), приложивший все старания для сохранения акыды мусульман, Абуль-Хасан аль-Аш`ари аль-Басри, приложивший старания для сохранения религии от ложных хадисов, который взялся в поддержку религии и помог ей как смог»

[Абуль-Хайр Ташкубра, «Мифтах ас-саадат, том. 2, стр. 33]

 


Сказал Имам Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах в своей книге «аль-Фатава аль-Хадисийя»:

قال الإمام إبن حجر الهيتمي: وفي الحديث الصحيح » شر الأمور محدثاتها وكل بدعة ضلالة » والمراد بأصحاب البدع فيه من كان على خلاف ما عليه أهل السنة والجماعة ، والمراد بهم أتباع الشيخ أبي الحسن الأشعري وأبي منصور المتريدي إمامي أهل السنة. اهـ. الفتاوى الحديثية ص 516

 

«Под сторонниками дурных новшеств (асхаб аль-бид`а) понимаются те, кто противоречит акыде (вероубеждению) Ахлю-с-Сунна валь Джама`а. А Ахлю-с-Сунна это последователи шейха Абуль-Хасана аль-Аш`ари и Абу Мансура аль-Матуриди — двух имамов Ахлю-с-Сунна (в акыде)»

 

[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 516. Издательство «Дар ат-Таква»]

 


Имам Абдуль-Вахид ибн Ашур аль-Андалуси аль-Малики (990-1040 г.х.), да смилуется над ним Аллах, чей матн по маликитскому фикху проходят все студенты-маликиты, подчеркивая свою приверженность ашаритской акыдесказал:

 

قال عبد الواحد ابن عاشفي عقد الأشعري وفقه مالك وفي طريقة الجنيد السالك

«На убеждениях Ашари, на фикхе Малика, на суфизме Джунейда»

[Ибн Ашур, «Аль-Муршид аль-Муин»]

 


Сказал Имам Мухаммад ибн Аллян ас-Сыддык аш-Шафии, (996-1057 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

قال العلامة محمد بن علان الصديقي الشافعي (توفي سنة 1057 هـ) في كتابه (الفتوحات الربانية على الأذكار النواوية) ما نصه: «لما ولي صلاح الدين بن أيوب وحمل الناس على اعتقاد مذهب الأشعري، أمر المؤذنين أن يعلنوا وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية التي تعرف بالمرشدة فواظبوا على ذكرها كل ليلة«.

 

«Когда было передано исламское правление в руки Султана Салахуддина Юсуфа ибн Айюба (532-589 г.х.) и призвал он людей исповедовать ашаритскую акыду, был отдан приказ муаззинам, чтобы они с наступлением времени «тасбих» читали акыду известную как «аль-Муршида». И были постоянны они в чтении ее каждую ночь».

[Ибн Аллян ас-Сыддык, «аль-Футухату Раббанийя аляль Азкари ан-Нававийя»]

 


Сказал Имам Абдуль-Бакъи аль-Ба`ли аль-Ханбали (1005-1071 г.х.) в книге «аль-Айну валь-Асару»:

 

قال الإمام عبد الباقي البعلي الحنبلي في العين والأثر ص(59) : وللكلام على المقصد الثاني تقدمة،وهي أن طوائف أهل السنة ثلاثة:أشاعرة وحنابلة وماتريدية.

«…это то, что групп Ахлю-с-Сунна три: ашариты, ханбалиты (асариты), матуридиты»

 

[Абдуль-Бакъи аль-Ба`ли, «аль-Айну валь-Асару», стр. 59]

 


Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 г.х.) так охарактеризовал Имама Абуль Хасана аль-Ашари:

ووصفه المؤرخ ابن العماد الحنبلي بالإمام العلامة البحر الفهامة المتكلم صاحب المصنفات، ثم قـال: «وممّا بيض به وجوه أهل السنة النبوية وسود به رايات أهل الاعتزال والجهمية فأبان به وجه الحق الأبلج، ولصدور أهل ا لإيمان والعرفان أثلج، مناظرته مع شيخه الجبائي التي قصم فيها ظهر كل مبتدع مرائي » اهـ. شذرات الذهب (2/ 303- 305).

 

«Выдающийся ученый, имам, весьма понятливый человек, теолог, составитель книг» и дальше сказал: «И из того, что радует Ахлю-с-Сунна и пятнает флаги мутазилитов и джахмитов и показывает лицо ясной правды, и радует сердца людей имана и знаний — является его диспут со своим учителем Джубаи, в котором «погубил» (разрушил основу их учения) всех еретиков, лицемеров».

[Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», том 2, стр. 303-305]

 


Сказал Имам, аль-Алляма, муджаддид (обновитель религии) 12 века хиджры, Абдулла ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 г.х.), да смилуется над ним Всевышний Аллах, в книге «Найлюль марам шарх акидатуль ислам»:

 

قال الإمام العلامة عبد الله بن علوي الحداد رحمه الله تعالى (نيل المرام شرح عقيدة الإسلام للإمام الحداد الصفحة 8): (اعلم أن مذهب الأشاعرة في الاعتقاد هو ما كان عليه جماهير أمة الإسلام علماؤها ودهماؤها، إذ المنتسبون إليهم والسالكون طريقهم كانوا أئمة أهل العلوم قاطبة على مرّ الأيام والسنين، وهم أئمة علم التوحيد والكلام والتفسير والقراءة والفقه وأصوله والحديث وفنونه والتصوف واللغة والتاريخ) اهـ.

 

«Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акиде, это то на чем большая часть исламской уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ним и кто вступил на их путь были имамамы Ахлю аль-Ильм (знаний) на протяжении многих дней и годов. Они имамы науки тавхид, калям, тафсир, кираат, фикх, усуль аль-фикх, хадис и его разделы, тасаввуф, люгъат, тарих».

 

[Ибн Аляви аль-Хаддад, «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8]

 


Сказал великий ученый Имам ас-Саффарини аль-Ханбали (1114-1188 г.х.), да смилуется над ним Аллах в книге «Лявамиуль анвар»:

 

قال العلامة السفاريني الحنبلي رحمه الله تعالى في «لوامع الأنوار» ( ص/ 73 ) : «أهل السنة والجماعة ثلاثة فرق : الأثرية ، وإمامهم أحمد بن حنبل ، والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري ، والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي» وقال ص/ 76 : ( قال بعض العلماء : هم — يعني الفرقة الناجية — أهل الحديث يعني الأثرية والأشعرية والماتريدية )

 

«Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а – это три группы: Асария – их имам Ахмад бин Ханбаль (да будет доволен им Аллах), аль-Аш`ария – их имам Абуль Хасан аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), аль-Матуридия – их имам Абу Мансур аль-Матуриди (да будет доволен им Аллах)»

Также он сказал: «Некоторые ученые сказали они спасенная группа, Ахлю аль-хадис, то есть асариты, ашариты и матуридиты».

 

[Имам ас-Саффарини, «Лявами'уль анвар шарх 'акъидатигьи», 73-76]

 


Имам Шах Мухаддис Валиуллах ад-Дахляви аль-Ханафи (1115-1174 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал о себе в иджазе написанной собственноручно на последней страницы копии сборника «Сахих» аль-Бухари:

 

الأشعري عقيدة الصوفي طريقة الحنفي عملا

«Ашарит в акиде, суфий в тарике, ханафит в амале»

 

Эта часть манускрипта сохранилась в библиотеке Худа Бакш, в Патне, в Индий. Этот манускрипт копия «Сахих аль-Бухари» написанная в присутствии Шаха Валиуллаха и проверенная им же. Иджаза находится в конце рукописи, на 379 странице.

 

 


Сказал великий ученый Имам Ахмад ад-Дардир аль-Малики (1127-1201 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

 

قال الإمام العلامة أحمد الدردير — رحمه الله تعالى — في شرحه على منظومته في العقائد المسماة بـ » خريدة التوحيد » (ص 194): (واتبع سبيل الناسكين العلماء) ثم شرح عبارته فقال (جمع عالم وهو العارف بالأحكام الشرعية التي عليها مدار صحة الدين اعتقادية كانت أو عملية والمراد بهم السلف الصالح ومن تبعهم بإحسان وسبيلهم منحصر في اعتقاد وعلم وعمل على طبق العلم، وافترق من جاء بعدهم من أئمة الأمة الذين يجب اتباعهم على ثلاث فرق، فرقة نصبت نفسـها لبيـان الأحكام الشرعية العملية وهم الأئمة الأربعة وغيرهم من المجتهدين، ولكن لم يستقر من المذاهب المرضية سوى مذاهب الأئمة الأربعة، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال ببيان العقائد التي كان عليها السلف وهم الأشعري والماتريدي ومن تبعهما، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال بالعمل والمجـاهدات على طبق ما ذهب إليه الفرقتان المتقدمتان وهم الإمام أبو القاسم الجنيد ومن تبعه، فهؤلاء الفرق الثلاثة هم خواص الأمة المحمدية ومن عداهم من جميع الفرق على ضلال وإن كان البعض منهم يحكم له بالإسلام فالناجي من كان في عقيدته على طبق ما بينه أهل السنة) اهـ.

 

«Ты следуй за «уляма ан-насикин»». Затем он, прокомментировав эту свою фразу, сказал дальше: «Уляма – это множественное число от «алим (ученый) и это тот, кто знает шариатские решения на которых строится истинность (правильность) этой религии, будьэти решения по вероубеждению или же по практике поклонения. Под этими учеными имеются в виду ученые салафу салих и те, кто последовал за ними. И их путь в вероубеждении, в знании (теории) и в деяниях (практике) сводится в соответствии с наукой. И те, кто пришли после них из имамов уммы за которыми надлежит следовать разделились на три группы:

1. группа, которая взяла на себя разъяснение шариата (научных постановлений шариата) — это имамы четырех мазхабов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад) и другие муджтахиды. Однако не был обоснован какой-нибудь другой мазхаб из допустимых мазхабов, кроме этих четырех.

2. группа которая взяла на себя разъяснение вопросов вероубеждения на котором были саляфы – это имамы аль-Аш’ари и аль-Матуриди и те, кто последовал за ними.

3. группа которая взяла на себя заниматься совершением хороших деяний и приложением больших усилий в этом в соответствии с тем путем по которому пошли предыдущие группы – и это имам Абуль-Къасим аль-Джунайд и те, кто последовал за ним (суфии).

И эти три группы являются знатью Уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). И все группы и течения за исключением этих трех групп находятся в заблуждении, даже если по некоторым из них есть решение, что они не выходят из Ислама. Следовательно, спасшийся — это тот, кто находиться в акыде на том пути, который соответствует тому, что разъясняет Ахлю-с-Сунна».

 

[Ахмад ад-Дардир, «Хариидату ат-Таухид», стр. 194]

 


Великий ханафитский ученый Имам Абуль-Файз Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 г.х.) в своей книге «Итхаф ас-садат аль-мутакин» пишет:

 

قال الزبيدي: وذكر العز بن عبد السلام أن عقيدة الأشعري أجمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو ابن الحاجب وشيخ الحنيفة جمال الدين الحصيري، وأقرَّهُ على ذلك التقيُّ السبكي فيما نقله عنه ولده التاج . إتحاف السادة المتقين 2/7. طبقات الشافعية الكبرى 3/365.

 

«Сказал Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 г.х.), что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб (570-646 г.х.) и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри (546-636 г.х.) согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки (683-756 г.х.) как передал его сын Таджуддин (717-771 г.х.)».

 

[Муртаза аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», том 2, стр. 7; Таджуддин ас-Субки, «Табакату аш-шафи`ия аль-Кубра», том 3, стр. 356]

 


Говорит аль-Алляма, мухаддис, шейх Абу Абдуллах Мухаммад аль-Хут аль-Бейрути аш-Шафии (1209-1276 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

ويقول العلامة المحدث الشيخ محمد الحوت البيروتي ما نصه : ( المالكية والشافعية أشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري من ذرية أبي موسى الأشعري رضي الله عنه، والحنفية ماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي وهما إماما أهل السنة والجماعة ) الدرة الوضية في توحيد رب البرية ( ص 77 — 78 ) .

«Маликиты и шафииты являются ашаритамы в акыде и имам их Абуль-Хасан аль-Аш`ари из потомства Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), а ханафиты в акыде являются матуридитамы и имам их Абу Мансур аль-Матуруди, и они оба являются имамамы Ахлю-с- Сунна валь Джама`а»

[«Дурратуль вазийа фи тавхидиль Бария», стр. 77-78]

 


Сказал великий ученый Мухаммад Амин Ибн Абидин аль-Ханафи ад-Димашки (1238-1307 г.х.) в своем хашия к книге «Ад-Дурруль Мухтар Шарху Танвириль Абсар»:

 

وقال العلامة ابن عابدين: (قوله: عن معتقدنا) أي عما نعتقد من غير المسائل الفرعية مما يجب اعتقاده على كل مكلف بلا تقليد لأحد، وهو ما عليه أهل السنة والجماعة وهم الأشاعرة والماتريدية، وهم متوافقون إلا في مسائل يسيرة أرجعها بعضهم إلى الخلاف اللفظي كما بين في محله رد المحتار على الدر المختار المعروف بـ حاشية ابن عابدين ج1 ص49.

 

«(Его слова: О наших убеждениях) то есть, о том, в чем мы убеждены (не считая второстепенные вопросы), из того, в чем обязан быть убежден каждый мукалляф без таклида ни за кем, это является тем, на чём находится Ахлю-с-Сунна валь Джама`а, а они (Ахлю-с-Сунна) — это ашариты и матуридиты. Они единогласны (во всем), кроме мелких вопросов, которые некоторые отнесли к разногласию в значении слов, как было разъяснено в своем месте».

 

[«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», известная как Хашият Ибн Абидина, 1/49]

 


Сказал аль-Алляма, Ибн Шатты аль-Ханбали (1248-1307 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в его комментарии на «аль-Акыдату ас-Саффариния»:

 

وقال العـلامة ابن الشطي الحنبلي — رحمه الله تعالى — في شرحـه على العقيـدة السفارينية (تبصير القانع في الجمع بين شرحي ابن شطي وابن مانع على العقيدة السفارينية، الصفحة / 73) : (قال بعض العلماء هم — يعني الفرقة الناجية — أهل الحديث يعني الأثرية والأشعرية والماتريدية) ثم قال بعد ذلك بأسطر: (فائدة: أهل السنة والجماعة ثلاث فرق، الأثرية وإمامهم الإمام أحمد رضي الله عنه. والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري رحمه الله تعالى.والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي رحمه الله تعالى)

 

«Некоторые ученые сказали, что спасенная община это – Ахлю аль-хадис, т.е. асариты, ашариты и матуридиты. Затем через несколько строчек сказал: Итог: Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а состоит из трех групп: Асариты – их имам Ахмад, да будет доволен им Аллах. Ашариты – их имам Абуль Хасан аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах. Матуридиты – их имам Абу Мансур аль-Матуриди, да смилуется над ним Аллах».

 

[«аль-Акыдату ас-Саффариния», стр. 73]

 

 

 

Предостережение от критики ашаритов

 

Великого маликитского кадия, Имама ибн Рушда аль-Джадда аль-Малики (450-520 г.х.), да будет милостив к нему Всевышний Аллах, которого маликиты называют шейхом своего мазхаба, спросили о том, как относятся ученые-маликиты к ашаритам и к тем, кто унижает ашаритов.

ونختم بهذه الفتوى المهمة

سئل الإمام ابن رشد الجد المالكي رحمه الله تعالى الملقب عند المالكية بشيخ المذهب عن رأي المالكية في السادة الأشاعرة وحكم من ينتقصهم كما في فتاواه (2 / 802) وهذا نص السؤال والجواب.ا

السؤال: ما يقول الفقيه القاضي الأجل . أبو الوليد وصل الله توفيقه وتسديده ، ونهج إلى كل صالحة طريقه، في أبي الحسن الأشعري وأبي إسحاق الإسفراييني وأبي بكر الباقلاني وأبي بكربن فورك وأبي المعالي،ا ونظرائهم ممن ينتحل علم الكلام ويتكلم في أصول الديانات ويصنف للرد على أهل الأهواء؟ا أهم أئمة رشاد وهداية أم هم قادة حيرة وعماية ا؟.وما تقول في قوم يسبونهم وينتقصونهم، ويسبون كل من ينتمي إلى علم الأشعرية،ا ويكفرونهم ويتبرأون منهم، وينحرفون بالولاية عنهم ، ويعتقدون أنهم على ضلالة، وخائضون في جهالة،ا فماذا يقال لهم ويصنع بهم ويعتقد فيهم ؟ أيتركون على أهوائهم ، أم يكف عن غلوائهم؟!

 

فأجاب رحمه الله: تصفحت عصمنا الله وإياك سؤالك هذا، ووقفت على الذين سميت من العلماء فهؤلاء أئمة خير وهدى، وممن يجب بهم الاقتداء،ا لأنهم قاموا بنصر الشريعة، وأبطلوا شبه أهل الزيغ والضلالة، وأوضحوا المشكلات، وبينوا ما يجب أن يدان به من المعتقدات،ا فهم بمعرفتهم بأصول الديانات العلماء على الحقيقة، لعلمهم بالله عزوجل وما يجب له وما يجوز عليه، وما ينتفي عنه، إذ لا تعلم الفروع إلا بعد معرفة الاصول،ا فمن الواجب أن يعترف بفضائلهم ، ويقر لهم بسوابقهم ، فهم الذين عنى رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوله «يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله، ينفون عنه تحريف الغالين، وانتحال المبطلين، وتأويل الجاهلين».افلا يعتقد أنهم على ضلالة وجهالة إلا غبي جاهل، أو مبتدع زائغ عن الحق مائل، ولا يسبهم وينسب إليهم خلاف ما هم عليه إلا فاسق،ا وقد قال الله عز وجل {والذين يؤذون المؤمنين والمؤمنات بغير ما اكتسبوا فقد احتملوا بهتانا وإثما مبينا}.ا فيجب أن يبصر الجاهل منهم، ويؤدب الفاسق، ويستتاب المبتدع الزائغ عن الحق إذا كان مستسهلا ببدعة، فإن تاب وإلا ضرب أبدا حتى يتوب،ا كما فعل عمر بن الخطاب رضي الله عنه بصبيغ المتهم في اعتقاده، من ضربه إياه حتى قال: يا أمير المؤمنين إن كنت تريد دوائي فقد بلغت مني موضع الداء،ا وإن كنت تريد قتلي فأجهز علي، فخلى سبيله، والله أسأل العصمة والتوفيق برحمته.اقاله : محمد بن رشد.ا فارفع رأسك يا أشعري

Вопрос:

Что может сказать великий факих, Кади Абу Валид (Ибн Рушд) – да поможет ему Аллах и укажет ему путь благодеяний – про Абуль-Хасана аль-Ашари (260-324 г.х.), Абу Исхака аль-Исфараини (ум. 418 г.х.), Абу Бакра аль-Бакиляни (ум. 403 г.х.), Абу Бакра ибн Фаурака (ум. 406 г.х.), Абу аль-Маали (ум. 478 г.х.), Абу Валид аль-Баджий (406 г.х.) и других шейхов, которые придерживаются «ильм-уль-калям», обсуждают основы вероучения (акыды) и опровергают еретиков? Они идут по верному Пути или же сеют смуту и слепоту? И что можно сказать о людях, которые поносят шейхов-ашаритов, оскорбляют всех ашаритов, и обвиняют их в неверии (куфр), всячески отделяют себя от них, полагая, что ашариты впали в глубокое заблуждение и погрязли в невежестве? Какую позицию следует занимать относительно этих людей, что надо им отвечать и как с ними поступать? Следует предоставить их самим себе и позволить им и дальше предаваться своим страстям или же следует сдерживать эту необузданную ересь?

 

Ответ:

Я прочел, да хранит нас Всевышний Аллах, твой вопрос и ознакомился со списком шейхов, который ты приводишь. [Скажу тебе], что эти люди являются имамами блага и верного Пути, шейхами, за которыми мусульмане обязаны следовать. Ведь эти шейхи встали на защиту Шариата, развеяли сомнения, посеянные заблудшими, разобрали путаницу во многих вопросах и объяснили, во что именно должен верить мусульманин.

Эти шейхи являются истинными учеными в том, что касается основ религии [акыды]. Они познали Всевышнего Аллаха, объяснили нам, что считается незыблемым, что – возможным, а что – невозможным и что следует утверждать в отношении Его Сущности и Атрибутов. Отметим также, что они никогда не разбирают фикх прежде акыды.

Таким образом, каждый мусульманин должен признавать достоинства шейхов-ашаритов и свидетельствовать об их превосходстве. Ведь именно этих людей имел в виду Посланник Аллаха , когда сказал: «В каждом поколении [ученых] это знание передают [самые] справедливые, которые отвергают искажения еретиков-фанатиков, необоснованные утверждения лжецов и толкования невежд» [передал Ахмад].

Следовательно, никто, кроме глупых невежд или уклонившихся от Истины еретиков, вносящих в Ислам нововведения, не может сказать, что ученые-ашариты заблуждаются. И никто, кроме нечестивцев, не может поносить ашаритов, приписывая им то, чего они (ашариты) не утверждают. Всевышний Аллах сказал: 

«И те, кто причиняет не по праву вред верующим мужчинам и верующим женщинам, берут на себя свою клевету и явный грех…» (33:58)

Поэтому следует разъяснять ошибки невеждам, наказывать нечестивцев и призывать покаяться еретиков, которые отклонились от Прямого Пути, распространяют нововведения и не осознают грех подобной ереси. Если еретик покается, то следует его отпустить, если нет – то нужно бить его до тех пор, пока он не покается. Так в свое время поступил Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, с Сабигом, которого обвинили в ереси. Повелитель правоверных применил к нему жесткие телесные наказания, так что тот воскликнул: «О повелитель правоверных! Если ты желаешь вылечить меня – остановись, ибо наказание из лекарства уже превратилось в недуг. Если же хочешь моей смерти – прикончи меня!». Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, освободил Сабига.

В заключение молю Всевышнего, чтобы Он проявил Свою Милость, оказал нам содействие и защитил нас!

[см. фетвы ибн Рушд аль-Малики, том 2, стр. 802]

 


Был спрошен имам, факих, Шейхуль Ислам, Ахмад Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аш-Шафии (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах:

مطلب في من طعن على إبي الحسن وأبي اسحق الأشعريين وخلافهم

وسئل نفع الله به ، بما لفظه : طعن بعض الناس في أبي الحسن وأبي إسحق الأشعريين والبقلاني وابن فورك وأبي المعالي إمام الحرمين والباجي وغيرهم ممن تكلم في الأصول ورد على أهل الأهواء بل ربما بالغ بعض الماحدة فادعى كفرهم فهل هؤلاء كما قال ذلك الطاعن أو لا ؟ .

فأجاب بقوله : ليسوا كما قال ذلك الخارق المارق المحارف المخارف الضال الغال الجاهل المائل ، بل هم الدين وفحول علماء المسلمين فيجب الإقتداء بهم لقيامهم بنصرة الشريعة وإيضاح المشكلات ورد شبة أهل الزيغ وما يحب في الإعتقادات والديانات لعلمهم بالله وما يجب له وما يستحيل عليه وما يجوز في حقه ولا يعرف الوصول إلا بعد معرفة الأصول …….. والواجب الإعتراف بفضل ألئك الأئمة المذكورين في السؤال وسابقيهم ، وأنهم من جملة المرادين بقوله صلى الله عليه وسلم » يحمل هذا العلم من كل خلف عدوله » ينفون عنه تحريف الغالين وانتحال المبطلين وتأويل الجاهلين فلا يعتقد ضلالتهم إلا أحمق جاهل مبتدع زائغ عن الحق ولا يسبهم إلا فاسق ، فينبغي تبصير الجاهل وتأديب الفاسق واستتابة المبتدع ، وإلا فقال بعض أئمة المالكية : يضرب إلى أن يموت كما فعل سيدنا عمر رضي الله عنه بضبيع المشهور المتهم ، وورد أنه لما أكثر ضربه قال له : إن كنت تريد دوائي فقد بلغ موضع الداء ، وإن كنت تريد قتلي فعجل علي فخلى سبيله . اهـ. الفتاوى الحديثية ص 205.

 

Вопрос:

Некоторые люди поносят ученых ашаритов как Абуль-Хасана и Абу Исхака, аль-Бакиляни, Ибну Фурака, Абу Маали – имама Харамайн, аль-Баджий и других из числа тех, кто говорил об основах исламских наук [усуль] и опровергнул приверженцев страстей. И даже некто из поносящих обвинил их в неверии. Являются ли они таковыми, как сказал этот поносящий, или нет?

Имам ответил: Не являются они [ученые, чьи имена были упомянуты выше] таковыми, как об этом сказал глупый, отошедший от прямого пути [еретик], авантюрист, сбившийся, губящий себя.

Наоборот, эти люди имамы религии, выдающиеся [превосходные, великие] ученые мусульман. Обязуется следовать за ними, за то, что они взялись за оказание помощи Шариату, и разъяснения запутанных вопросов, опровержение сомнения отклонившихся людей и то, что обязательно из вопросов вероубеждений и вероисповеданий, из-за их познания Аллаха, то, что обязательно Ему, то, что является недопустимым в отношении Него, и то, что допустимо. И невозможно достичь таких высот, кроме как после познания основ исламских наук…

Нам необходимо признать превосходство вышеупомянутых предводителей, которые приводились в указанном вопросе и о тех, о ком говорилось выше. И что они из тех, о ком сказал Пророк : «эти знания понесут от всех справедливых предшественников», они очищают его от искажений людей, переходящих границ, и от таъвиля невежд и не убежден в их заблуждении никто, кроме глупого невежды или нововведенца, или отклонившихся от истины людей.

Их ругает лишь грешник, поэтому необходимо раскрыть глаза невежде, воспитать грешника, и привести к покаянию нововведенца, если он не захочет то, как сказали некоторые имамы маликиты: «Его бьют до самой смерти», как это сделал Умар бин аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, в известной истории с Сабигом, которого обвиняли, и как рассказывается когда его стали многократно бить, он (Сабиг) сказал Умару: «Если ты желаешь вылечить меня то ты дошел место лечении, но если ты желаешь моей смерти так ускорь ее мне!». После этого он отпустил его».

 

[Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 205]

 


Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, и другими великими знатоками вероубеждения Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а!

 

 

 

И в завершение приведем доказательство того, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад  и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

 


Сказал великий муфассир Имам Абу Абдиллах Аль-Куртуби (600-671 г.х.) в тафсире аята 54, суры аль-Маида:

 

قال الله تعالى: [ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءاَمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى المُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللهِ وَلا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لائِمٍ ذَلِكَ فَضْلُ اللهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ ] {المائدة:54}

وَرَوَى الْحَاكِم أَبُو عَبْد اللَّه فِي » الْمُسْتَدْرَك » بِإِسْنَادِهِ : أَنَّ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَشَارَ إِلَى أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيّ لَمَّا نَزَلَتْ هَذِهِ الْآيَة فَقَالَ : ( هُمْ قَوْم هَذَا ) قَالَ الْقُشَيْرِيّ : فَأَتْبَاع أَبِي الْحَسَن مِنْ قَوْمه ; لِأَنَّ كُلّ مَوْضِع أُضِيفَ فِيهِ قَوْم إِلَى نَبِيّ أُرِيدَ بِهِ الْأَتْبَاع .

 

Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые, будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих»

«…Приводит аль-Хаким Абу Абдуллах (321-405 г.х.) (хафиз аль-Хаким ан-Нишапури, обновитель 4-го столетия) в «аль-Мустадрак» с иснадом: «Поистине Пророк  указал на Абу Мусу аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), когда был ниспослан этот аят и сказал: «Он и его народ». Сказал аль-Къушайри (376-465 г.х.): «Последователи Абуль-Хасана (аль-Аш’ари) из его народа (его народ). Потому что всегда, когда говорят народ пророка (къаум пророка), подразумевают его последователей»

[Аль-Куртуби, «Аль-Джамиъу ли Ахкамиль Куран», тафсир 54 аята, сура аль-Маида]

 


 

 

Еще одним свидетельством, что ашаритская акыда любима Аллахом и Его Посланником , является исполненное пророчество Пророка Мухаммада о том, что Константинополь будет завоеван.

 

Передал Ахмад в «Муснад» (№18189), Аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» (№1760) и Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (№8300) от Абдуллаха ибн Бушр аль-Хасъамий, который слышал от своего отца, а тот слышал от Пророка :

روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش ) . قال فدعاني مسلمة بن عبدالملك فسألني فحدثته فغزا القسطنطينية

 

«Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот Амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его». Он говорит: «Затем меня подозвал Масмала ибн Абдульмалик, расспросивший о хадисе, и затем сразу же отправившийся на завоевание Константинополя».

 

Хадис назвал достоверным аль-Хаким и аз-Захаби с ним согласился.

Хафиз аль-Хайсами в «Маджаму аз-Заваид», 6/323 сказал:

«Его передал Ахмад, аль-Баззар и Табрани, и его передатчики надежные».

Также Хафиз ас-Суюти назвал достоверным в «Джамиу с-сагъир», 7227. Сказал Ибн Абдиль Барр, что иснад хороший в «Аль-Истиаб», 1/250.

 

 

Многие из полководцев мусульман пытались завоевать Константинополь, чтобы удостоиться чести добрых слов Посланника Аллаха в адрес завоевателей Константинополя. Первая такая попытка была еще во время Муавии ибн Абу Суфьяна в 44 году по хиджре. Тогда Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) был одним из участников той попытки. Он пал шахидом при осаде города и его место захоронения до сегодняшнего дня известно. После этого, попытки завоевания мусульманами Константинополя, осуществлялись неоднократно, достигая одиннадцати попыток в общей сложности. Пока Всевышний Аллах не дал осуществить победу руками Султана Мухаммада аль-Фатиха, сражающегося на пути Аллаха, который и был удостоен чести этого великого завоевания.

 


Султан Мухаммад аль-Фатих был ашаритом (матуридитом), ханафитом и суфием. И Пророк назвал его прекрасным амиром. Разве мог Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвать так «заблудшего джахмита, сторонника дурных новшеств»?! Конечно, нет! Задумайтесь мусульмане. Этот хадис и исполненное пророчество один из доводов, на то, что ашаритская акыда есть истина.

 

Вся хвала Аллаху, Господу Миров.

 


http://islamshariat.ru/index.php/archives/72