Автор: Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Книга: Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах

 

 


Вопрос:

 

В последнее время в некоторой печатнной и аудио-видеопродукции ваххабитов встречаюются высказывания о том, что Всевышний Аллах нахходится над ‘Аршем или наверху, или что у Него есть тело. Те, кто утверждают подобное, приводят аяты Корана и хадисы Пророка ﷺ. Соответствуют ли подобные утверждения Исламу?
 



Ответ: 

 

Нет, не соответствуют. Место в пространсстве, время и т.п. - все эти качества присущи созданнному. Тот, кто придаёт Аллаху эти перечисленные каччества, тем самым уподобляет Аллаха Его созданиям. Коран же опровергает подобную ложь. В Коране говоррится (смысл): 

«Нет ничего подобного Аллаху, Он Всесллышащий и Всевидящий», (Сура «Аш-Шура», аят 11).

Этот аят Корана разоблачает заблуждение людей, утверждающих, что Аллах находится над ‘Аршем, наверху или что у Него есть тело.

 

 

 

Рассмотрим этот вопрос с логичесской точки зрения. 

 

Является очевидным фактом, что Земля круглая и что за сутки она совершает оборот воккруг своей оси. Если кто-либо утверждает, что Аллах находится в определенном месте наверху, то утром это место (на небе) будет располагаться в одном направленнии, а вечером, когда Земля совершит оборот, – в соввершенно противоположном. Чтобы в обоих случаях ответы совпали, придётся вечером указать не вверх, а вниз. Следовательно, если задать тот же вопрос людям, находящимся в четырёх концах света (на севере, юге, востоке, и западе), и если каждый из них укажет на верх, утверждая, что Аллах находится на небесах или на ‘Арше, то ответы этих людей будут противоречить друг другу. Ни в одном аяте или хадисе не говорится, что на вопрос «где Аллах?», заданный утром, следует указать на верх, а если спросят об этом вечером, то указать в противоположную сторону.

Если кто-либо будет утверждать, что нет необходимости в логическом доводе, когда в Коране и хадисе говорится об этом прямо, то его можно спросить: откудда он узнал, что Шариат, Коран и хадисы - это истина? Разве не путем логических размышлений он к этому пришел? Если мы будем отвергать логические доводы, то нам придется отвергнуть и Коран, и хадисы, и Шарриат.

 

  А на вопрос о том, как тогда быть с теми аятами и хадисами, где, если перевести буквально, говоритсся, что Аллах наверху, на ‘Арше или у Него есть тело?, есть два ответа.




Во-первых, подобно тому, как сушествуют аяты и хадисы, где говорится, что Аллах на ‘Арше или на неббесах, также существуют аяты и хадисы, где утвержддается противоположное - к примеру, на земле или в другом месте. Приведем примеры буквального перевда некоторых Аятов:

«Он (Аллах) находится на небесах и на земле», (Сура «Аль-Ан‘ам», аят 3).


 

«Он (Аллах) с вами, где бы вы ни находились», (Сурра «Аль-Хадид», аят 4).

 

«Я (Аллах) ближе к нему, чем его собственная шейная артерия», (Сура «К‘аф», аят 16).


Также в достоверном хадисе говорится:

«Поистине Аллах находится перед вами, когда вы совершаете намаз, поэтому не плюйте перед собой».

Этот хадис передали Бухари, Муслим и Абу-Давуд.


 

Таким образом, если у тех людей, которые утверждают, что Аллах на ‘Арше, есть довод, то такой же довод есть и у тех, кто начнёт утверждать противоположное. Как быть в таком случае? Отвергать ли нам те аяты и хадисы, где говорится о месте для Аллаха и о сторонах? Ведь мы же знаем, что нельзя приписывать эти качества Аллаху.


 

 

Ответ будет следующий: нельзя отввергать или не признавать эти аяты и хадисы, и тому есть два объяснения:


Во-первых, эти аяты и хадисы называются иноссказательными (муташабихат), и их истинный смысл знает только Сам Аллах, поэтому нам толковать их или переводить на другие языки не следует.

Во-вторых, эти аяты и хадисы переводятся в переносном смысле (маджаз), т.е. не буквально.

 

Например, на аварском языке, жалея какого-либо человека, говорят:

«Дир пуланасда хадуб ракI бухIана»

буквально: «У меня сердце сгорело за него».

Сердце же не горит, а жалеет. Или о причине печали говорят: «То, что поломало моё сердце».

 

О скупом, на аварском языке говорят, что у него узкая рука, о щедром - что у него широкая рука, также имеющего хороший, весёлый нрав называют человеком с широким сердцем.

Также говорят: «Некий человек прибрал к своим рукам все государство».

 

В арабском языке, как и в любом другом, слова такжже могут иметь переносный смысл (маджаз). Посколькку Коран и хадисы являются вершиной красноречия, и поэтому в полне естественно, что в них очень часто используется маджаз. Однако заблудшие люди не признают подобный факт, утверждая, что в Коране кроме прямого смысла никакого маджаза нет, хотя факты говорят об обратном. К примеру, в достоверном хадисе говорится:

«Если кто-нибудь из вас плюнет в мечети, то из-за этого мечеть сморщится и растает как кожа в огне».

Разве может сморщиться мечеть из-за плевка? В данном случае мы имеем дело с маджазом. И слово «сморщиться» показывает насколько непозволительно плеваться в мечети. Вот истинный смысл этого хадиса.

  Применение в речи маджаза (олигорическое толкоание) является ее достоинсством. Маджаз  используется в разговоре для того, чтобы слушающие глубже прониклись в смысл услышанного, размышляли и долго помнили об этом. Поэтому маджаз часто используется в Коране и хадисах.

 

   Поучительным примером для тех, кто отрицает маджаз (олигорическое толкоание), служит история с бывшим муфтием Саудовской Аравии, ныне покойным Абдулазизом бину Баззом. Он являлся одним из главных сторонников тех,кто утверждал, что Аллах находится над ‘Аршем. Когда в одной из проповедей он, как обычно, стал утверждать, что в Коране нет маджаза, один из присутствовавших учёных-богословов из Сирии попросил его разъяснить следующий аят Корана (дословный перевод):

«Кто слеп в этом мире, тот на том свете тоже буддет слепым и ещё более заблудшим» (сура «аль-Исра‘», аят 72).

Все знали, что Ибну Баз был слепым. Услышав этот вопрос, Абдулазиз бину Баз растерялся и ничего не смог ответить. В действительности же, слова «в этом мире слепой» на самом деле являются маджазом (обрразным выражением) и означают, что сердце человека – слепое, заблудшее. Ибну Баз утверждал, что маджаз в Коране отсутствует. В таком случае, он и на том свете
должен быть слепым, поскольку он слеп в этом мире. Опровержением утверждений тех людей, которые говорят, что Аллах над ‘Аршем, является благородный хадис. Посланник Аллаха ﷺ в своей просьбе (ду‘а) к Алллаху говорил:

«О Аллах! Ты явен (доводами) – выше Тебя нет ничего, Ты скрытен – (Твое Совершенное Величие скрытто от людей), под Тобой нет ничего».

Этот хадис передали Муслим, Тирмизи, имам Ахмад, («Ибну Касир»).

  Если следовать утверждению ваххабитов, что Алллах находится над ‘Аршем, то ‘Арш должен быть под Ним. Не так ли? Но Пророк ﷺ же говорит: «Под Тобой нет ничего». Этот хадис достоверно показывает неверность их утверждений. Слушаться ли теперь нам этих заблудших людей? Сами подумайте. Есть ещё, доказзательство ложности их утверждений.

 

В достоверном хадисе, переданном Бухари, Пророк ﷺ сказал: 

«Всевышний Аллах был, и ничего не было, потом Аллах создал все создания как Сам хотел».

 

Всевышний Аллах был до того как создать что-либо, т.е. до создания и места, и времени в том числе. Если согласиться с утверждением этих заблудших людей, что Аллах нахходится над ‘Аршем, то получится, что после создания ‘Арша Аллах пришёл и сел над ‘Аршем. Упаси Аллах нас от такого заблуждения!

Третий халиф Али-асхаб сказал: «Всевышний Аллах был и места не было, и после того как создал место, Он остался таким каким был».


  Вот ещё одно доказательство их заблуждения:

у Аллаха есть особые ангелы, про которых упоминается и в Коране. Они называются «Хамалат-уль-‘Арши», т.е. носители ‘Арша. Если допустить, как утверждают эти заблудшие люди, что Аллах над ‘Аршем, то получится, что эти ангелы носят Аллаха, находящегося над ‘Аршем. Всевышний Аллах чист от того, что утверждают эти заблудшие люди.

 

Имам аль-Газали пишет:

«Ангелы не носят Аллаха над ‘Аршем. ‘Арш и ангелов, держащщих ‘Арш, удерживает могущество и милость Аллаха» («Ихья‘», т.1, стр. 134).

Все создания, поражающие чел ловека своим величием, такие как: солнце, луна, звёзды, семь небес, ‘Арш, Курс, - всё это вместе взятое, каким бы большим это ни было, не достигнет и величины капли по сравнению с океаном величия и могущества Всевышнего Аллаха. Какая же нужда Аллаху, величию, царству и могуществу Которого нет границ, держаться на ‘Арше, который меньше капли по сравнению с вел ичием Аллаха. Аллах велик и чист от того, что утвержддают эти заблудшие люди. Если допустить, как они говорят, что Аллах на ‘Арше, тогда Аллах должен касаться ‘Арша или должен находиться выше и не касаться его или у Него тело должно быть больше, меньше или равное ‘Аршу. Если у ‘Арша есть форма, тогда у Аллаха должна быть форма, похожая на ‘Арш или не похожая. Аллах Всевышний чист от всех этих недостойных Ему качеств. Перечисленные качества свойственны созданиям, но не Создателю всего сущего – Всевышнему Аллаху. Поэтому, те кто утверждают, что Аллах находится над ‘Аршем, уподобляют Аллаха – Создателя всего сущего – Его созданиям. Это прямо противоречит Корану.


 

  В Коране говорится (смысл):

«Нет ничего подобного Ему (Аллаху)».

Указаный аят опровергает лживые утверждения этих людей. Ибн Хаджар ‘Аскалани, автор 16-томного комментария к сборнику хадисов имама Бухари, в своей книге «Фатх-уль-Бари» пишет:

«Мысли и представления человека ничтожны по знаниям тайн Всевышнего Аллаха».

Поэтому нельзя задавать вопросы «почему?», «как?» относительно повелений Аллаха. Также нельзя задавать вопрос «где находится Аллах?», «в каком виде?» (Т. 1, Стр. 220).


  Всё, что существует на свете, и даже элементарная частица, свидетельствует о существовании Аллаха, о Его безграничном величии, могуществе, знании и мудрости. Поэтому самое желательное перевести те аяты и хадисы - мухкамат, где прямо говорится о качествах Всевышнего, выучить 20 обязательных качеств (сифатов), также выучить 100 прекрасных имён Аллаха и считать, что смысл иносказательных аятов и хадисов (муташабихат) знает только Аллах. Так говорится и в Коране (сура «Алу ‘Имран», аят 7). Всевышний Аллах вменил нам в обязанность знания о Его существовании и Его обязательных качествах. Но не сделал обязательным знать, как Он существует и какова сущность Его. Этого никто и не может знать.

 

Сподвижник Абу-Бакр сказал:

«Осознание того, что невозможно познать Аллаха, является познанием Аллаха».

 

  У кого-то может возникнуть вопрос: если Аллах не находится на небесах, то почему же, когда делают ду‘а поднимают руки к верху? Но ведь тот факт, что люди совершают намаз, обратившись в сторону Каабы, не означает, что Всевышний Аллах находится на стороне Каабы? Для намаза киблой служит Кааба, а для ду‘а – небеса.

 

  У кого-то может возникнуть и такой вопрос: если Всевышний Аллах не находится на ‘Арше, то почему Пророк Мухаммад ﷺ в ночь Ми‘раджа поднялся на небеса, чтобы встретиться со Всевышним? Но разве над ‘Аршем находился Всевышний Аллах, когда говорил с пророком Мусой (мир ему) на горе Турисайна‘, или когда говорил с пророком Юнусом (мир ему) в глубине моря, когда Юнус был в животе рыбы? Нашего Пророка ﷺ на небеса подняли не из-за того, что Аллах находился над ‘Аршем, а для того чтобы возвеличить нашего Пророка ﷺ. Как сказано в Коране (смысл):

«Для того, чтобы показать великие знамения (Всевышнего Аллаха)» (Сура «Аль-Исра‘», аят 1).

Также для того, чтобы поднять его на особую степень величия, которой не удостоился никто.