В этой статье мы приведем хадисы Пророка ﷺ и слова имамов и великих ученых из каждого века, которые свидетельствуют о том, что на протяжении всей истории Ислама подавляющее большинство ученых уммы придерживались единой акыды. Они исповедовали, что Аллах не занимает места и направления и не было среди них в этом разногласий.

Ибн Асакир, рахимахуллах, в «Табиин аль-казб аль-муфтари...» пишет, что, когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих», – Пророк ﷺ указал на Абу Мусу аль-Аш'ари  – предка Абуль-Хасана Аш'ари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aш'ари , так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Одним из доводов в пользу того, что ашаритская акыда1 – это и есть вероубеждение Ахлю-с-Сунна – является то, что большинство исламской уммы следует этой акыде. Этот явный факт настолько ненавистен противникам ашаритов, что они постоянно измышляют различные «доводы», чтобы обойти или «опровергнуть» это ясное доказательство.
Некоторые противники говорит, что ашариты «близки к Ахлю-с-Сунна», кто-то говорит: «Они в чем-то сунниты, а в чем-то нет», - кто-то говорит:  «Они не сунниты, но если считать противоположным суннитам шиитов, то сунниты», - и много других путаных и неясных слов. 
Эти слова свидетельствует лишь о том, что эти люди никак не могут ответить на один вопрос, а именно: если ашариты не сунниты, то почему же большинство уммы следует за этой группой.
И если ашаритов исключить из суннитов полностью, тогда получится, что большая часть уммы впала в заблуждение. Ведь нет ни одной книги современных псевдосалафитов по тафсиру, толкованию хадисов, фикху, грамматике или другим шариатским наукам, где бы авторы не опирались и не ссылались на книги, которые написали ашариты. Ашариты же, в свою очередь, крайне редко ссылаются на авторитетов псевдосалафитов.
Когда ашариты говорят о своем большинстве, то псевдосалафиты отвечают следующее: «Разве обычные мусульмане разбираются в вашей философии?»
Когда ашариты говорят, что они – большинство уммы, они не имеют в виду большинство среди «амми» - простых мусульман, не имеющих религиозных знаний. Ведь у «амми» нет мазхаба: если в местности правят шииты, они будут шиитами; если сунниты, то суннитами. Речь идет о большинстве ученых.
Большинство ученых нашей уммы являются ашаритами, и это бесспорный факт. Более того, все иснады, через которые дошли до нас различные способы чтения (кырааты) Корана, сборники хадисов и другие знания и науки, – все они передаются через ашаритов-суфиев, и нет ни одного иснада, где не было бы ашарита или суфия.
В хадисе Пророка ﷺ по этому поводу говорится:
قال صلى الله عليه وسلم : يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولَهُ يَنْفُونَ عَنْهُ تَحْرِيفَ الْغَالِينَ وَانْتِحَالَ الْمُبْطِلِينَ وَتَأْوِيلَ الْجَاهِلِينَرواه أحمد بسند صحيح، لكن روي موصولا من طريق جماعة من الصحابة، وصحح بعض طرقه الحافظ العلائي
«Заслуживающие доверия учёные из каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд» (передал имам Ахмад ).
Имам ан-Навави, рахимахуллах, приводит этот хадис в книге «Тахзибуль-асма» и далее пишет:
«В этом хадисе Пророк ﷺ сообщает нам, что знание будет сохранено, и что носители (передатчики) знаний заслуживают доверия, и что Аллах сделает так, что в каждом веке будут наместники [Пророка ﷺ], и ими станут ученые, заслуживающие доверия, несущие знания и исправляющие искажения, и знания не будут утеряны. В хадисе напрямую говорится, что в каждом столетии носители знаний будут заслуживать доверия. Хвала Аллаху, всё именно так, как передается в хадисе, и это один из признаков истинности пророчества. И тот факт, что некоторые грешники обладают отдельными знаниями, никоим образом этот хадис не опровергает, так как в хадисе говорится, что заслуживающие доверия ученые будут носителями и передатчиками знаний, а не что никто, кроме них, не будет обладать знаниями».
Из вышеприведенного хадиса мы можем сделать следующие выводы:
1) Знания будут передаваться от поколения к поколению через учёных.
2) Передатчики знаний, то есть учёные, будут заслуживать доверия.
3) Носители знаний, о которых говорится в хадисе, будут противостоять выдумкам, искажениям и неверным толкованиям заблудших. Они будут разъяснять истинный путь и сами следовать этому пути.
И если мы посмотрим, кто из поколения в поколение в течение многих сотен лет передавал знания Корана и Сунны, то мы увидим, что это именно ашариты-суфии - и никто другой.
Основой убеждения ашаритов является убеждение, что Аллах не занимает места и не имеет направления. Это является одной из основ вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и ни один ашарит не думал иначе. И чтобы доказать, что именно ашариты следуют акыде Пророка ﷺ и сахабов, мы приведем слова Пророка ﷺ сахабов и имамов от первого века хиджры и до наших дней о том, что Аллах не занимает места и не имеет направления.
Акыда Пророка ﷺ
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
« [О Аллах], Ты Явный и нет ничего над Тобой, Ты Тайный и нет ничего под Тобой» [Муслим].
Аль-Хафиз ибн аль-Хусейн аль-Байхаки (ум. 458), рахимахуллах, сказал в своей книге «аль-Асмау ва ас-Сифат»:
«Этот хадис приводят как доказательство, что Аллах не занимает места и не имеет направления. Если над Аллахом нет ничего, и под Ним нет ничего, – значит, Он существует вне места».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Был Аллах, и не было ничего». [Бухари]
Аль-Хафиз, имам, шейхуль-Ислам Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, рахимахуллах, сказал в своей книге «аль-Итикад», разъясняя смысл этого хадиса:
«Этот хадис указывает на то, что не было ничего, ни воды, ни Арша, ничего, кроме Аллаха».
Значит, не было ни места, ни направления. А те, кто утверждают, что Аллах после сотворения Арша или небес стал находиться сверху, утверждают тем самым, что Аллах изменяется, а такое убеждение – мерзкий куфр!
Это убеждение всех пророков и посланников уже более 14-ти веков хиджры передают ученые Ахлю-с-Сунна из поколения в поколение, начиная от сподвижников Пророка ﷺ.
 
 
Первый век хиджры
Светоч Единобожия, великий сподвижник, праведный халиф и наш господин Али ибн Аби Талиб, да будет Аллах им доволен, (ум. 40 г.) сказал:
«Кто заявит, что его Господь ограничен, то он невежественен в отношении Творца»2 [«Хулья аль-авлия», том 1, стр. 73].
Сказал великий табиин, имам Зайнуль-Абидин Али ибн аль-Хусейн ибн Али, разыАллаху анхум (ум 94):
«О Аллах! Тебя не охватывает место» [ас-Сахифа ас-Саджадия]3.
Второй век хиджры
 
Имам Джафар ас-Садык  (ум. 148) сказал: «Кто утверждает, что Аллах в чем-то, или из чего-то, или над чем-то - он совершил ширк. Если бы Аллах был над чем-то, то Его бы кто-то держал, если бы был в чем-то, то был бы ограничен, если бы был из чего-то, то был бы сотворенным». Приводит имам аль-Кушайри .
Имам аль-Муджтахид Абу Ханифа ан-Нуман бни ас-Сабит  (ум. 151) сказал в «Аль-фикх аль-абсат»:
«Был Аллах, и не было места до того, как Он сотворил. Был Аллах, и не было «где», не было ничего, и Он Творец каждой вещи».
Также передают от имама Абу Ханифы  :
«Если скажут: «Где Аллах?» - то скажи: «Аллах был, и не было места, до того как Аллах все сотворил. Был Аллах, и не было «где», творений, не было ничего. И Аллах - Творец каждой вещи»4.
Третий век хиджры
Имам аль-Муджтахид Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии  (ум. 204) сказал:
«Был Аллах, и не было места, и сотворил Аллах место, а Он предвечен своими неизменяемыми атрибутами, так же, как был и до творения места, и невозможно изменение ни в Его сущности, ни в Его атрибутах».
Это от имама аш-Шафии  передает аз-Забиди, рахимахуллах5.
Имам аль-муджтахид Ахмад ибн Ханбал  (ум. 241) сказал:
«Мы не говорим о том, что у Творца есть направление»6.
Четвертый век хиджры
Имам, факих Абу Джафар ат-Тахави  (ум. 321) сказал в Акыда ат-Тахавийя:
«Аллах превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным. Он превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всего сотворенного».
Хафиз Мухаммад ибн Хиббан (ум. 354), рахимахуллах, сказал в известном «Сахих ибн Хиббан»:
«Был Аллах, и не было ни времени, ни места».
 
Пятый век хиджры
Имам Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фурак (ум. 406), рахимахуллах, пишет в «Мушкиль аль-хадис»:
«Невозможно для Аллаха растворение в каком-либо месте, поскольку невозможно, чтобы Аллах был ограничен, так как это будет означать подобие сотворенному».
Факих шейх Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476), рахимахуллах, пишет в «аль-Ишара иля мазхаб аль-Хакк»:
«Был Аллах, и не было места, затем Всевышний сотворил место, и Он сейчас, как был до этого [без изменений]».
Шестой век хиджры
Шейх Абу Хамид аль-Газали аш-Шафии (ум. 505), рахимахуллах, пишет в «Каваид аль-Акаид»:
«Чист Аллах от того, чтобы Его охватывало место, так же, как чист Он от того, чтобы Его ограничивало время, и существовал Он до сотворения времени и места, и сейчас существует так же [без изменений]».
Аль-Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики аль-Андалуси (ум. 543), рахимахуллах, пишет в толковании на «Муватта» имама Малика :
«Чист Всевышний от того, чтобы быть ограниченным направлением».
Седьмой век хиджры
Аль-муфасир Фахр ад-дин ар-Рази (ум. 606), рахимахуллах, пишет в «Ат-Тафсир аль-Кабир»:
«Сказал Всевышний: «Он – Всевышний, Величественный». Нельзя понимать слово «Всевышний» так, будто Аллах имеет направление или занимает место. Тут имеется в виду, что Аллах превыше сходства с творениями и чист от качеств изменяемости».
Султан аль-Уляма Иззуддин ибн Абду ас-Салям (ум. 660), рахимахуллах, пишет в «Мульха аль-И'тикад»:
«[Аллах] не является телом в виде образа, не является субстанцией, имеющей размер, и не похож Всевышний ни на что, и ничто не похоже на Него, не охватывают Его направления, не находится Он ни на земле, ни на небесах. Он существовал до сотворения всего, и управляет временем. И Он сейчас [существует] так же, как до сотворения всего [без изменений]".
Восьмой век хиджры
Аль-Кади Бадр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим, известный, как Ибн Джамаа (ум. 733), рахимахуллах, пишет в «Идах ад-далиль»:
«Был Аллах, и не было ни времени, ни места, и Он сейчас [существует ] так же [без изменений]».
Аль-муфасир ибн Аби Хайян аль-Андалуси (ум. 733), рахимахуллах, пишет в «Аль-Бахр аль-Мухит»:
«Аллах чист от того, чтобы занимать место».
Девятый век хиджры
Хафиз аль-Мухадис Валиуддин Абу Зур`а Ахмад ибн Абд ар-Рахман аль-Ираки (ум. 826), рахимахуллах, пишет в «Тарх ат-Тасриб фи шар хат-Такриб» при толковании слов Пророка ﷺ: «И это рядом с Ним над Аршем»:
«Аллах чист от того, чтобы находится где-то или растворяться в чем-то. В данном случае «рядом с Ним» не означает близость в пространстве - речь идет о величии и почете».
Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии аль-Ашаари (ум. 852), рахимахуллах, сказал:
«Из-за того, что нахождение Аллаха наверху или внизу невозможно, не означает, что Аллах не может быть описан качеством «улув» (величие), ибо речь идет не о буквальном значении, а о переносном. Невозможно, чтобы Аллах буквально находился в каком-то направлении».
Десятый век хиджры
Хафиз Джаляль ад-Дин ас-Суюти аш-Шафии (ум. 911), рахимахуллах, пишет в «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль» в отношении аята «Нет ничего подобного Ему»:
«В этом аяте заключается опровержение «мушаббиха» (уподобляющих Аллаха), ибо Аллах не является ни субстанцией, ни телом, ни акциденцией, ни цветом, ни вкусом, не описан ни местом, ни временем».
Шейх Абу аль-Абас Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад аль-Кастиляни аль-Мисри (ум. 923), рахимахуллах, пишет в «Иршад ас-Сари шарх Сахих аль-Бухари»:
«Сущность Аллаха чиста от направлений и места».
 
Одиннадцатый век хиджры
Шейх Мула Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014), рахимахуллах, пишет в «Ар-Равз аль-Азхар фи шарх аль-фикх аль-акбар»:
«Что касается возвышенности Всевышнего над Его творениями, на которое указывает аят: «И он Могущественный над своими рабами»7, - это возвышенность могущества и величия, но не возвышенность Его места. Так установлено у Ахлю-с-Сунна».
Мухаддис шейх Мухаммад ибн Али, известный, как Ибн Алян ас-Садики аш-Шафии (ум. 1057), рахимахуллах, пишет в «Аль-Футухат ар-Рабания»:
«Аллах – Всевышний в смысле могущества и властвования, но не в значении места и направления».
Двенадцатый век хиджры
Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Баки аз-Зуркани аль-Малики (ум. 1122), рахимахуллах, пишет в своем толковании на «Мувату» имама Малика :
«Аль-Байзави, рахимахуллах, сказал: «Утверждено однозначными доводами, что Всевышний чист от телесности, невозможно в отношении Него спускание (нузуль) в значении перемещения с одного места на другое – более низкое – место».
Суфий, аскет, аль-'ариф шейх Абд аль-Гани ан-Наблуси ад-Димашки аль-Ханафи (ум. 1143), рахимахуллах, пишет в поэме «Кифая аль-Гулям»:
«Не объемлет Его место, и не охватывает Его разум».
 
Тринадцатый век хиджры
 
Аль-Аляма Абу аль-Баракат Ахмад ибн Мухаммад ад-Дардир аль-Малики аль-Мисри (ум. 1201), рахимахуллах, пишет в поэме «Аль-Харида аль-Бахия»:
«Чист Аллах от растворения [в творении] и от направления».
Шейх Абд аль-Гани аль-Гунейми аль-Майдани аль-Ханафи ад-Димашки (ум. 1298), рахимахуллах, пишет в «Шарх аль-Акыда ат-Тахавия»:
«Аллах не является телом, и Его видение не подобно видению тел, ибо способ видения зависит от сущности вещи. Если что-то занимает место и имеет направление, то видение будет таким же. А видение Того, Кто не занимает места, не имеет направления - [оно] будет без направления и без места».
 
Четырнадцатый век хиджры
 
Шейх Абдуль-Маджид аш-Шарбуни аль-Азхари (ум. 1348), рахимахуллах, пишет в шархе на «Таия ас-Сулук»:
«Всевышнего не объемлет ни время, ни место, и Он сейчас [существует] так же, как до творения всего».
Шейх Саляма аль-Казаи аль-Азами аш-Шафии (ум. 1376), рахимахуллах, пишет в «Фуркан аль-Куран»:
«Приверженцы истины из числа ученых поколений саляфов8 и халяфов9 единогласны в том, что Всевышний чист от направления и места».
Пятнадцатый век по хиджре
Шейх Мухаммад ибн Ахмад аш-Шанкыти (ум. 1404), рахимахуллах, пишет в «Аль-Аят аль-Мухкамат»:
«Ученые Ахлю-с-Сунна единогласны в том, что Аллах ни в чем не нуждается и всё нуждается в Нем. Он существует без нужды в ком-либо и в чем-либо. Он Тот, Кто сотворил время и место, и Он сейчас [существует] так же, как до [их сотворения]».
Шейх Саид ибн Абдуль-Латиф Фуда (род. 1386), хафизахуллах, пишет в толковании на "Акыду ат-Тахавийя":
«Аллах существовал до сотворения места и направления, и сейчас Он существует также вне времени и пространства».
Для подтверждения этого мы приведем имена алимов основных шариатских наук, которые являлись ашаритами.
 
Тафсир
  • Великий мухаддис и муфассир имам аль-Куртуби, рахимахуллах, автор «Аль-Джами лиль-ахкам аль-Куран». Эта книга – океан знания, в этом тафсире имам аль-Куртуби приводит толкования от множества саляфов. Ад-Давуди, рахимахуллах, в своем табакате сказал об этой книге: «Это одной из лучших толкований Корана и одно из самых полезных».
  • Имам аль-Хафиз ибн Кассир - автор «Тафсир аль-Азым», «аль-Бибадя ва-н-Нихая». От него передают, что он сам подтвердил, что является ашаритом10. К тому же, он был главой медресе «аль-Ашрафия», в которой преподавать и, тем более, руководить могли только ашариты.
  • Великий муфассир и опора последующих толкований Корана Ибн Атия аль-Андалуси, рахимахуллах, автор тафсира «Аль-Мухаррар аль-Ваджиз». Его тафсир обладает множеством достоинств, сам же автор был великим алимом Ахлю-с-Сунна.
  • Имам Абу Хаян аль-Андалуси, рахимахуллах, автор тафсира «Аль-Бахр аль-Мухит». Довод в тафсире и арабском языке.
  • Имам Фахруддин ар-Рази, рахимахуллах, автор тафсира «Мафатих аль-Гайб», который также был мутакаллимом, фахиком и знатоком усуль аль-фикх. Он был мечом в борьбе с безбожниками и заблудшими.
  • Имам аль-Багави, рахимахуллах, Мухьи ас-Сунна - Оживитель Сунны - автор книги «Шарх ас-Сунна». Его тафсир защищает убеждения ашаритов и содержит массу та'вилей, соответствующих убеждениям Ахлю-с-Сунна.
  • Имам Абу Лейс ас-Самарканди, рахимахуллах, автор тафсира «Бахр аль-Улум». Он также автор «Танбих аль-Гафилин», известен, как «имам аль-Худа» - имам истинного пути.
  • Имам аль-Вахиди Абу аль-Хасан Али ан-Нейсабури, рахимахуллах. Был шейхом тафсира и грамматики в своей время. Был известным ашаритом своего времени. Автор одной из самых известных книг по причинам ниспослания аятов.
  • Имам Абу Сана Шихаб ад-Дин аль-Алуси аль-Хасани аль-Хусейни, рахимахуллах.
  • Имам ас-Суюти, рахимахуллах.
  • Имам аль-Хатыб аш-Ширбини, рахимахуллах, автор тафсира «Ас-Сирадж аль-Мунир».
Примечание.
Мы привели имена лишь тех муфассиров, которые жили после имама аль-Ашаари  и не упомянули имама всех муфассиров Ибн Харира ат-Табари , потому что он был современником шейха Абуль-Хасана аль-Ашари  и названия «ашарит» тогда еще не существовало. Но имам ат-Табари  приводит множество та'вилей от сахабов и табиинов, и нам достаточно, что он имел такие же убеждения в отношении неподобия Аллаха тварному, как и шейх аль-Ашари .
Современные муфасиры-ашариты
  • шейх Тахир ибн Ашур, автор «Ат-Тахрир ва ат-Танвир»
  • шейх Саид Хава, автор «Аль-Асаса фи ат-тафсир»
  • шейх аш-Шарави, который всю жизнь занимался обучением толкованию Корана, и когда люди вспоминали шейха, то вспоминали Коран, а когда вспоминали Коран, то вспоминали шейха.
  • шейх Вахба аз-Зухайли, автор «Ат-Тафсир аль-Мунир» и других полезных книг.
Итак, мы видим, что подавляющее большинство тафсиров, которые являются авторитетом для суннитов, были написаны ашаритами. Современные псевдосалафиты не могут привести названия авторитетного тафсира, где бы излагалось 100% их убеждение. В каждом тафсире они найдут «ошибки в акыде», «ошибки в манхадже», «мазхабный фанатизм» и т. д.
Ильм аль-Хадис
Вторым важнейшим источником Ислама являются хадисы Пророка . Именно Ахлю-с-Сунна отличались собиранием хадисов и их толкованием. Мы рассмотрим ряд имен выдающихся мухаддисов, которые следовали в вопросах вероубеждения Абу аль-Хасану аль-Ашари :
  • Хафиз имам ад-Даракутни, рахимахуллах, имам своего времени, равного которому больше не было. Он был последователем имама аль-Бакиляни, который был имамом ашаритов своего времени11.
  • Хафиз Абу Наим аль-Асфахани, рахимахуллах, автор «Хильятуль- авлия». Он был ученым из второго поколения ашаритов, то есть из поколения аль-Бакиляни, устаза Абу Исхака аль-Исфаирини, аль-Хакима, ибн Фурака12.
  • Хафиз Абу Зарр аль-Харави, рахимахуллах. Ибн Асакир назвал его ученым из третьего поколения ашаритов, т.е. он брал знания у учеников учеников имама аль-Ашари13.
  • Хафиз ан-Нейсабури, автор «Аль-Мустадрака», имам ахлю-хадис своего времени. Этот великий имам настолько известен, что не нуждается в представлении. Ученые единогласны, что он был имамом своего времени, тем, кто прикладывал усилия для сохранения религии. Ибн Асакир упоминает его как представителя второго поколения ашаритов, то есть ученика учеников имама аль-Ашари14.
  • Хафиз ибн Хаббан аль-Бусти, автор книг «Сахих» и «Сикат». Имам, авторитет своего времени.
  • Хафиз Абу Сад ибн Самаани, рахимахуллах, автор книги «Аль-Ансаб» [Табакат, 3\372].
  • Имам, хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, рахимахуллах, автор книг, которые известны всему исламскому миру.
  • Имам, хафиз Ибн Асакир, рахимахуллах, автор книги «Тарих Димашк».
  • Имам, хафиз аль-Хатыб аль-Багдади, рахимахуллах, великий имам ахлю-хадис. Ибн Асакир называет его представителем четвертого поколения ашаритов15.
  • Имам, хафиз Мухиидин Яхья ибн Шараф ан-Навави, рахимахуллах, великий имам мусульман, факих и мухаддис, автор величайших книг в истории ислама, таких, как «Риязу-с-Солихин», «Аль-Азкар», «Шарх Сахих Муслим».
  • Имам, мухаккык Салахуддин Халиль ибн Кайкальди аль-Алаи, рахимахуллах, равного которому не было после в него в знании хадиса.
  • Шейхуль-Ислам, имам, хафиз Абу Амр ибн Солях, рахимахуллах. Он был первым, кто руководил «Дар аль-хадис аль-ашарафия», руководителем которого мог быть только ашарит.
  • Имам, хафиз ибн Аби Джамра аль-Андалуси, рахимахуллах, «муснад ахли магриб», автор «Бахджату нуфус».
  • Имам, хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Юсуф, рахимахуллах, автор одного из известных шархов на «Сахих аль-Бухари».
  • Имам, хафиз аль-Мунзури, рахимахуллах, автор «Ат-Тарзиб ва ат-Тархиб».
  • Хафиз аль-Аби, рахимахуллах, один из толкователей «Сахих Муслима».
  • Имам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, автор величайшего толкования на «Сахих аль-Бухари», который называется «Фатх аль-Бари», про которую говорят: «Ля хиджрата ба`да аль-Фатх», - то есть «нет хиджры после «Фатха», имея в виду, что после этой книги нет нужды во многих других.
  • Имам, хафиз ас-Сахави, рахимахуллах.
  • Имам, хафиз ас-Суюти, рахимахуллах.
  • Имам аль-Кастыляни, рахимахуллах, автор толкования на «Бухари».
  • Хафиз аль-Мунави, рахимахуллах.
Мы упомянули лишь немногих величайших мухаддисов и защитников Сунны из числа ашаритов и матуридитов. И никто, кроме Ахлю-с-Сунна, не мог быть таким защитником!
Неужели кто-то из заблудших вроде мутазилитов, джахимитов или рафидитов мог написать, например, самый известный и признанный шарх на «Сахих аль-Бухари»? Могут ли современные псевдосалафиты привести имена хафизов из каждого века, которые бы разделяли их акыду о буквальном нахождении Аллаха на небе, что у Аллаха есть органы или что цепь творений не имеет начала? Если именно они являются Ахлю-с-Сунна, где же толкования сборников хадисов Бухари, Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, Насаи, ибн Маджа, Муаватта, которые бы написали ахлю-хадис?
Вышеприведенных имен и книг, которые написали эти великие алимы, достаточно для разумного человека, чтобы понять: ашариты - это спасшаяся группа, защитники мазхаба саляфов, защитники Сунны.
И только от Аллаха тауфик и истикама.
 
 
  • 1.Имам Таджуддин ас-Субки, рахимахуллах, [цитируя своего отца - имама Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах] пишет:
    "Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты 6, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, рахимахуллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах..."
    Эти слова имама Такиюддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.
  • 2.Похожие слова также передаются от имама Али, карамаллаху ваджаху: «Был Аллах и не было места, и Он сейчас так же, как был [до cотворения всего]», - то есть Аллах существует без места. Привел эти слова Абу Мансур аль-Багдади в аль-Фарк байна аль-Фирак.
  • 3.Что касается возражений, что эта книга молитв Зайнуль-Абидина известна среди шиитов и что у этой книги нет иснада, то Муртаза аз-Забиди, рахимахуллах, в «Итхафе» приводит иснад к этой книге. См.: том 4, стр. 380
  • 4.«Фикх аль-Абсат», тахкык аль-Кавсари, стр. 20.
  • 5.«Ихтаф ас-садат аль-мутакин»[2\20].
  • 6.Эти слова от него приводит имам аль-Хафиз ибн Джавзи аль-Ханбали в «Даф` шубха ат-ташбих».
  • 7.Аль-Анаам, 61.
  • 8.Те, кто жил в первые три века истории Ислама.
  • 9.Те, кто жил после поколений саляфов.
  • 10.Дурур аль-Камина, том 1, стр. 58.
  • 11.См.: «Табиин аль-казб аль-муфтари» стр. 255; «Сияр», том 17, стр. 558; «Тазкиратуль- хуффаз», том 3, стр. 1104.
  • 12.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 246; «Табакат аль-Кубра ас-Субки, том 3, стр. 370.
  • 13.См.: «Табакат» ас-Субки, том 3, стр. 370.
  • 14.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 227.
  • 15.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 268.