В этой статье мы приведем хадисы Пророка ﷺ и слова имамов и великих ученых из каждого века, которые свидетельствуют о том, что на протяжении всей истории Ислама подавляющее большинство ученых уммы придерживались единой акыды. Они исповедовали, что Аллах не занимает места и направления и не было среди них в этом разногласий.
Ибн Асакир, рахимахуллах, в «Табиин аль-казб аль-муфтари...» пишет, что, когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих», – Пророк ﷺ указал на Абу Мусу аль-Аш'ари – предка Абуль-Хасана Аш'ари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aш'ари , так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.
قال صلى الله عليه وسلم : يَحْمِلُ هَذَا الْعِلْمَ مِنْ كُلِّ خَلَفٍ عُدُولَهُ يَنْفُونَ عَنْهُ تَحْرِيفَ الْغَالِينَ وَانْتِحَالَ الْمُبْطِلِينَ وَتَأْوِيلَ الْجَاهِلِينَرواه أحمد بسند صحيح، لكن روي موصولا من طريق جماعة من الصحابة، وصحح بعض طرقه الحافظ العلائي«Заслуживающие доверия учёные из каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд» (передал имам Ахмад ).
«В этом хадисе Пророк ﷺ сообщает нам, что знание будет сохранено, и что носители (передатчики) знаний заслуживают доверия, и что Аллах сделает так, что в каждом веке будут наместники [Пророка ﷺ], и ими станут ученые, заслуживающие доверия, несущие знания и исправляющие искажения, и знания не будут утеряны. В хадисе напрямую говорится, что в каждом столетии носители знаний будут заслуживать доверия. Хвала Аллаху, всё именно так, как передается в хадисе, и это один из признаков истинности пророчества. И тот факт, что некоторые грешники обладают отдельными знаниями, никоим образом этот хадис не опровергает, так как в хадисе говорится, что заслуживающие доверия ученые будут носителями и передатчиками знаний, а не что никто, кроме них, не будет обладать знаниями».
« [О Аллах], Ты Явный и нет ничего над Тобой, Ты Тайный и нет ничего под Тобой» [Муслим].
«Этот хадис приводят как доказательство, что Аллах не занимает места и не имеет направления. Если над Аллахом нет ничего, и под Ним нет ничего, – значит, Он существует вне места».
«Был Аллах, и не было ничего». [Бухари]
«Этот хадис указывает на то, что не было ничего, ни воды, ни Арша, ничего, кроме Аллаха».
«Кто заявит, что его Господь ограничен, то он невежественен в отношении Творца»2 [«Хулья аль-авлия», том 1, стр. 73].
«О Аллах! Тебя не охватывает место» [ас-Сахифа ас-Саджадия]3.
«Был Аллах, и не было места до того, как Он сотворил. Был Аллах, и не было «где», не было ничего, и Он Творец каждой вещи».
«Если скажут: «Где Аллах?» - то скажи: «Аллах был, и не было места, до того как Аллах все сотворил. Был Аллах, и не было «где», творений, не было ничего. И Аллах - Творец каждой вещи»4.
«Был Аллах, и не было места, и сотворил Аллах место, а Он предвечен своими неизменяемыми атрибутами, так же, как был и до творения места, и невозможно изменение ни в Его сущности, ни в Его атрибутах».Это от имама аш-Шафии передает аз-Забиди, рахимахуллах5.
«Мы не говорим о том, что у Творца есть направление»6.
«Аллах превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным. Он превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всего сотворенного».
«Был Аллах, и не было ни времени, ни места».
«Невозможно для Аллаха растворение в каком-либо месте, поскольку невозможно, чтобы Аллах был ограничен, так как это будет означать подобие сотворенному».
«Был Аллах, и не было места, затем Всевышний сотворил место, и Он сейчас, как был до этого [без изменений]».
«Чист Аллах от того, чтобы Его охватывало место, так же, как чист Он от того, чтобы Его ограничивало время, и существовал Он до сотворения времени и места, и сейчас существует так же [без изменений]».
«Чист Всевышний от того, чтобы быть ограниченным направлением».
«Сказал Всевышний: «Он – Всевышний, Величественный». Нельзя понимать слово «Всевышний» так, будто Аллах имеет направление или занимает место. Тут имеется в виду, что Аллах превыше сходства с творениями и чист от качеств изменяемости».
«[Аллах] не является телом в виде образа, не является субстанцией, имеющей размер, и не похож Всевышний ни на что, и ничто не похоже на Него, не охватывают Его направления, не находится Он ни на земле, ни на небесах. Он существовал до сотворения всего, и управляет временем. И Он сейчас [существует] так же, как до сотворения всего [без изменений]".
«Был Аллах, и не было ни времени, ни места, и Он сейчас [существует ] так же [без изменений]».
«Аллах чист от того, чтобы занимать место».
«Аллах чист от того, чтобы находится где-то или растворяться в чем-то. В данном случае «рядом с Ним» не означает близость в пространстве - речь идет о величии и почете».
«Из-за того, что нахождение Аллаха наверху или внизу невозможно, не означает, что Аллах не может быть описан качеством «улув» (величие), ибо речь идет не о буквальном значении, а о переносном. Невозможно, чтобы Аллах буквально находился в каком-то направлении».
«В этом аяте заключается опровержение «мушаббиха» (уподобляющих Аллаха), ибо Аллах не является ни субстанцией, ни телом, ни акциденцией, ни цветом, ни вкусом, не описан ни местом, ни временем».
«Сущность Аллаха чиста от направлений и места».
«Что касается возвышенности Всевышнего над Его творениями, на которое указывает аят: «И он Могущественный над своими рабами»7, - это возвышенность могущества и величия, но не возвышенность Его места. Так установлено у Ахлю-с-Сунна».
«Аллах – Всевышний в смысле могущества и властвования, но не в значении места и направления».
«Аль-Байзави, рахимахуллах, сказал: «Утверждено однозначными доводами, что Всевышний чист от телесности, невозможно в отношении Него спускание (нузуль) в значении перемещения с одного места на другое – более низкое – место».
«Не объемлет Его место, и не охватывает Его разум».
«Чист Аллах от растворения [в творении] и от направления».
«Аллах не является телом, и Его видение не подобно видению тел, ибо способ видения зависит от сущности вещи. Если что-то занимает место и имеет направление, то видение будет таким же. А видение Того, Кто не занимает места, не имеет направления - [оно] будет без направления и без места».
«Ученые Ахлю-с-Сунна единогласны в том, что Аллах ни в чем не нуждается и всё нуждается в Нем. Он существует без нужды в ком-либо и в чем-либо. Он Тот, Кто сотворил время и место, и Он сейчас [существует] так же, как до [их сотворения]».
«Аллах существовал до сотворения места и направления, и сейчас Он существует также вне времени и пространства».
- Великий мухаддис и муфассир имам аль-Куртуби, рахимахуллах, автор «Аль-Джами лиль-ахкам аль-Куран». Эта книга – океан знания, в этом тафсире имам аль-Куртуби приводит толкования от множества саляфов. Ад-Давуди, рахимахуллах, в своем табакате сказал об этой книге: «Это одной из лучших толкований Корана и одно из самых полезных».
- Имам аль-Хафиз ибн Кассир - автор «Тафсир аль-Азым», «аль-Бибадя ва-н-Нихая». От него передают, что он сам подтвердил, что является ашаритом10. К тому же, он был главой медресе «аль-Ашрафия», в которой преподавать и, тем более, руководить могли только ашариты.
- Великий муфассир и опора последующих толкований Корана Ибн Атия аль-Андалуси, рахимахуллах, автор тафсира «Аль-Мухаррар аль-Ваджиз». Его тафсир обладает множеством достоинств, сам же автор был великим алимом Ахлю-с-Сунна.
- Имам Абу Хаян аль-Андалуси, рахимахуллах, автор тафсира «Аль-Бахр аль-Мухит». Довод в тафсире и арабском языке.
- Имам Фахруддин ар-Рази, рахимахуллах, автор тафсира «Мафатих аль-Гайб», который также был мутакаллимом, фахиком и знатоком усуль аль-фикх. Он был мечом в борьбе с безбожниками и заблудшими.
- Имам аль-Багави, рахимахуллах, Мухьи ас-Сунна - Оживитель Сунны - автор книги «Шарх ас-Сунна». Его тафсир защищает убеждения ашаритов и содержит массу та'вилей, соответствующих убеждениям Ахлю-с-Сунна.
- Имам Абу Лейс ас-Самарканди, рахимахуллах, автор тафсира «Бахр аль-Улум». Он также автор «Танбих аль-Гафилин», известен, как «имам аль-Худа» - имам истинного пути.
- Имам аль-Вахиди Абу аль-Хасан Али ан-Нейсабури, рахимахуллах. Был шейхом тафсира и грамматики в своей время. Был известным ашаритом своего времени. Автор одной из самых известных книг по причинам ниспослания аятов.
- Имам Абу Сана Шихаб ад-Дин аль-Алуси аль-Хасани аль-Хусейни, рахимахуллах.
- Имам ас-Суюти, рахимахуллах.
- Имам аль-Хатыб аш-Ширбини, рахимахуллах, автор тафсира «Ас-Сирадж аль-Мунир».
- шейх Тахир ибн Ашур, автор «Ат-Тахрир ва ат-Танвир»
- шейх Саид Хава, автор «Аль-Асаса фи ат-тафсир»
- шейх аш-Шарави, который всю жизнь занимался обучением толкованию Корана, и когда люди вспоминали шейха, то вспоминали Коран, а когда вспоминали Коран, то вспоминали шейха.
- шейх Вахба аз-Зухайли, автор «Ат-Тафсир аль-Мунир» и других полезных книг.
- Хафиз имам ад-Даракутни, рахимахуллах, имам своего времени, равного которому больше не было. Он был последователем имама аль-Бакиляни, который был имамом ашаритов своего времени11.
- Хафиз Абу Наим аль-Асфахани, рахимахуллах, автор «Хильятуль- авлия». Он был ученым из второго поколения ашаритов, то есть из поколения аль-Бакиляни, устаза Абу Исхака аль-Исфаирини, аль-Хакима, ибн Фурака12.
- Хафиз Абу Зарр аль-Харави, рахимахуллах. Ибн Асакир назвал его ученым из третьего поколения ашаритов, т.е. он брал знания у учеников учеников имама аль-Ашари13.
- Хафиз ан-Нейсабури, автор «Аль-Мустадрака», имам ахлю-хадис своего времени. Этот великий имам настолько известен, что не нуждается в представлении. Ученые единогласны, что он был имамом своего времени, тем, кто прикладывал усилия для сохранения религии. Ибн Асакир упоминает его как представителя второго поколения ашаритов, то есть ученика учеников имама аль-Ашари14.
- Хафиз ибн Хаббан аль-Бусти, автор книг «Сахих» и «Сикат». Имам, авторитет своего времени.
- Хафиз Абу Сад ибн Самаани, рахимахуллах, автор книги «Аль-Ансаб» [Табакат, 3\372].
- Имам, хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, рахимахуллах, автор книг, которые известны всему исламскому миру.
- Имам, хафиз Ибн Асакир, рахимахуллах, автор книги «Тарих Димашк».
- Имам, хафиз аль-Хатыб аль-Багдади, рахимахуллах, великий имам ахлю-хадис. Ибн Асакир называет его представителем четвертого поколения ашаритов15.
- Имам, хафиз Мухиидин Яхья ибн Шараф ан-Навави, рахимахуллах, великий имам мусульман, факих и мухаддис, автор величайших книг в истории ислама, таких, как «Риязу-с-Солихин», «Аль-Азкар», «Шарх Сахих Муслим».
- Имам, мухаккык Салахуддин Халиль ибн Кайкальди аль-Алаи, рахимахуллах, равного которому не было после в него в знании хадиса.
- Шейхуль-Ислам, имам, хафиз Абу Амр ибн Солях, рахимахуллах. Он был первым, кто руководил «Дар аль-хадис аль-ашарафия», руководителем которого мог быть только ашарит.
- Имам, хафиз ибн Аби Джамра аль-Андалуси, рахимахуллах, «муснад ахли магриб», автор «Бахджату нуфус».
- Имам, хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Юсуф, рахимахуллах, автор одного из известных шархов на «Сахих аль-Бухари».
- Имам, хафиз аль-Мунзури, рахимахуллах, автор «Ат-Тарзиб ва ат-Тархиб».
- Хафиз аль-Аби, рахимахуллах, один из толкователей «Сахих Муслима».
- Имам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, автор величайшего толкования на «Сахих аль-Бухари», который называется «Фатх аль-Бари», про которую говорят: «Ля хиджрата ба`да аль-Фатх», - то есть «нет хиджры после «Фатха», имея в виду, что после этой книги нет нужды во многих других.
- Имам, хафиз ас-Сахави, рахимахуллах.
- Имам, хафиз ас-Суюти, рахимахуллах.
- Имам аль-Кастыляни, рахимахуллах, автор толкования на «Бухари».
- Хафиз аль-Мунави, рахимахуллах.
- 1.Имам Таджуддин ас-Субки, рахимахуллах, [цитируя своего отца - имама Такиюддина ас-Субки, рахимахуллах] пишет:
"Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты 6, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль (мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада, рахимахуллах, являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах..."Эти слова имама Такиюддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.
- 2.Похожие слова также передаются от имама Али, карамаллаху ваджаху: «Был Аллах и не было места, и Он сейчас так же, как был [до cотворения всего]», - то есть Аллах существует без места. Привел эти слова Абу Мансур аль-Багдади в аль-Фарк байна аль-Фирак.
- 3.Что касается возражений, что эта книга молитв Зайнуль-Абидина известна среди шиитов и что у этой книги нет иснада, то Муртаза аз-Забиди, рахимахуллах, в «Итхафе» приводит иснад к этой книге. См.: том 4, стр. 380
- 4.«Фикх аль-Абсат», тахкык аль-Кавсари, стр. 20.
- 5.«Ихтаф ас-садат аль-мутакин»[2\20].
- 6.Эти слова от него приводит имам аль-Хафиз ибн Джавзи аль-Ханбали в «Даф` шубха ат-ташбих».
- 7.Аль-Анаам, 61.
- 8.Те, кто жил в первые три века истории Ислама.
- 9.Те, кто жил после поколений саляфов.
- 10.Дурур аль-Камина, том 1, стр. 58.
- 11.См.: «Табиин аль-казб аль-муфтари» стр. 255; «Сияр», том 17, стр. 558; «Тазкиратуль- хуффаз», том 3, стр. 1104.
- 12.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 246; «Табакат аль-Кубра ас-Субки, том 3, стр. 370.
- 13.См.: «Табакат» ас-Субки, том 3, стр. 370.
- 14.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 227.
- 15.См.: «Табиин казб аль-муфтари», стр. 268.