Хафиз Ибн Касир (701-774 х/1301-1373) пишет в биографии имама Абу Исхака аш-Ширази:


وذكره الحافظ أبو القاسم ابن عساكر في طبقات أصحاب الأشعري، في آخر كتابه: تبيين كذب المفترى على أبي الحسن الأشعري، فقال: رأيت بخط بعض الثقات: ما قول السادة الفقهاء في قوم اجتمعوا على لعن الأشعرية وتكفيرهم؟ وما الذي يجب عليهم؟ أفتونا، فأجاب جماعة فمن ذلك: الأشعرية أعيان السنة، انتصبوا للرد على المبتدعة من القدرية والرافضية وغيرهم، فمن طعن فيهم، فقد طعن على أهل السنة، ويجب على الناظر في أمر المسلمين تأديبه بما يرتدع به كل أحد، وكتب إبراهيم بن علي الفيروزابادي.
قلت: أما طريقة الشيخ أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري في الصفات بعد أن رجع عن الاعتزال، بل وبعد أن قدم بغداد، وأخذ عن أصحاب الحديث كزكريا الساجي وغيره، فإنها من أصح الطرق وللمذهب، فإنه يثبت الصفات العقلية والخبرية، ولا ينكر منها شيئًا، ولا يكيف منها شيئًا
وهذه طريقة السلف والأئمة من أهل السنة والجماعة، حشرنا الله في زمرتهم وأماتنا على اتباعهم ومحبتهم، إنه سميع الدعاء جواد كريم. وعلى هذا المنوال جرى الأئمة من أصحاب الأشعري، كأبي عبد الله بن مجاهد والقاضي أبي بكر الباقلاني وأضرابهم رحمهم الله

«Упомянул его хафиз Абуль-Касим ибн Асакир в биографии последователей аль-Ашари, в конце своей книги «Табйин казб аль-муфтари аля Абиль-Хасан аль-Ашари», сказав: «Я увидел почерком некоторых достоверных: «Что говорят великие имамы-факихи о тех, кто собрался проклинать последователей имама аль-Аш’ари и выносить им такфир? Что им будет за это?».

Ответила группа (ученых) и из них (аш-Ширази): «Воистину ашариты выдающиеся люди Сунны и помощники Шариата. Они поднялись, чтобы опровергнуть нововведенцев из числа кадаритов, рафидитов и др. И тот, кто будет поносить их – он поносит Ахлю Сунна. А если поднимут это дело для изучающего [контролирующего] эти вопросы мусульман, то обязательно ему надо воспитать их, чтобы воздержался [от подобного] каждый». Написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади (Абу Исхак аш-Ширази).

Я скажу: что касается пути шейха Абуль-Хасана Али ибн Исмаила аль-Ашари в отношении сифатов после того как он отшел от мутазилитов, прибыл в Багдад и получил знания от асхабуль хадис, как Закарийя ас-Саджи и другие, то поистине это наиболее правильный путь и мазхаб. Он утверждает сифаты аклия (на которые указывает разум) и хабария (те, что пришли в Коране и Сунне), не отвергают из них ничего и не придают образ чему-либо из этого.

Это путь саляфов и имамов Ахлю Сунна валь Джамаа, да соберет Всевышний нас вместе с ними (в судный день) и умертвит, следуя им и любя их, поистине Он Слышащий дуа.

По этому методу прошли имамы из последователей аль-Ашари, как Абу Абдуллагь ибн Муджахид, Кади Абу Бакр аль-Бакилляни и подобные им, да смилуется над ним Аллах».

[Ибн Касир, «Табакату-ль-фукаха аш-Шафи’ийин»]

«Ибн Касир, да помилует его Аллах, считается одним из последователей школы акыды имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, которую относят к "куфру" данная группа людей. И это согласно собственному признанию ибн Касира, как передает от него хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 х/1372-1449 м), да помилует его Аллах, в книге «ад-Дураруль аль-Камина» в биографии сына Ибн Кайима аль-Джавзия, да помилует его Аллах, Ибрахима.

 

 

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) сказал в «ад-Дурар аль-Камина», в биографии сына Ибн Кайима аль-ДжаузияИбрахима:

إبراهيم بن محمد بن قيم الجوزية بن أبي بكر بن أيوب بن قيم الجوزية ولد سنة 26 وأحضر على أيوب الكحال وغيره وسمع من جماعة كابن الشحنة ومن بعده واشتهر وتقدم وأفتى ودرس وذكره الذهبي في المعجم المختص فقال تفقه بأبيه وشارك في العربية وسمع وقرأ واشتغل بالعلم ومن نوادره أنه وقع بينه وبين عماد الدين ابن كثير منازعة في تدريس الناس فقال له ابن كثير أنت تكرهني لأنني أشعري فقال له لو كان من رأسك إلى قدمك شعر ما صدقك الناس في قولك أنك أشعري وشيخك ابن تيمية وقال ابن رافع شرح ألفية ابن مالك وقال ابن كثير كان فاضلا في النحو والفقه على طريقة أبيه ودرس بأماكن وكانت وفاته في صفر سنة767

«155. Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Кайим аль-Джаузия. Родился в 26-ом году. Был представлен Айюбу аль-Каххалю и другим. 

Получал уроки от группы ученых, таких как ибн Шахна и кто пришел после него. Получил известность и выдвинулся вперед (как алим), давал фетву и преподавал. Упоминает о нем и аз-Захаби в книге «аль-Муаджам аль-Мухтасс»: «Брал знания по фикху у своего отца, обучался (вместе с другими) арабскому языку, слушал, читал, усиленно занимался изучением исламских наук». 

Один из забавных случаев, произошедших с ним - это спор, который случился между ним и Имадуддином ибн Касиром по поводу (методики) преподавания, когда сказал ему последний: «Ты не любишь меня, потому что я ашарит!». На что ответил ему (Ибрахим наджль ибн Джаузия): «Если бы даже был покрыт ты волосами (ашари происходит от "шаар", что значит волосы) от головы до ступней ног своих - не поверил бы народ словам твоим, что ты ашарит, в то время как шейх твой - ибн Таймийя». 

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «ад-Дурар аль-Камина», том 1, стр. 58]

Отвечу я (слова доктора Аделя аль-Каяли) на последнее замечание (сына Ибн Кайима): утверждение (кого-либо о чем-либо) есть глава (господин) доказательств и отрицание сына Ибн Кайима слов Ибн Касира: «Я ашарит», абсолютно ничего не меняет в действительном положении дел, ибо индивидуум больше сведущ о себе самом, чем другие. 

И аш’ария, к которым принадлежал Ибн Касир - это та же аш’ария, которую отрицают (и ругают) невежды в наше время. Доказательство этому - отрицание аш’арии самим сыном Ибн Кайима. Невежды же эти из того же сорта людей (в том, что касается отрицания аш’ария), что и сам он (т.е. сын ибн Кайима). 

Также подтверждает принадлежность хафиза Ибн Касира, да помилует его Аллах, к ашаритской школе акыды упоминание имама Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м), да помилует его Аллах, в «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» (том 10, стр. 398), что учредитель "вакфа" школы «Даруль Хадис аль-Ашрафия» ставил главным условием для принятия учителей в нее исповедание акыды аш’ария. Ибн Касир же возглавил шейхство «Даруль Хадис аль-Ашрафия» в месяце мухаррам в 772 году, заменив на этом посту имама Такиюддина ас-Субки, да помилует его Аллах". 

[взято из книги «Акаидату с-салафу ссалих фи аяти ва ахаадиси сифаат», Д-ра Мухаммада Аделя Азиза аль-Каяли, да сохранит его Аллах]