Саляфу-с-салих (праведные предшественники) испытывали чувство, похожее на ненависть, к тому, кто чрезмерно выпячивал себя, стремясь выдать фетву, и желал этого.
Ибн Ляхи'я передает от Убайдуллы ибн Абу Джа'фара в виде мурсаля от Пророка ﷺ, что он сказал:
«Тот, кто самый отважный из вас в выдаче фетв, будет самым отважным в отправлении в Огонь» (тот, кто больше всех спешит давать фетвы, больше всех поспешит в Огонь)1.
Алькама говорит:
«Они говорили: «Самый смелый из вас в выдаче фетв - это тот, у кого меньше всего знаний».
Аль-Бараа однажды сказал:
«Я встретил сто двадцать ансаров из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, и каждый из них, когда его спрашивали о чем-то, желал, чтобы кто-то другой удовлетворил спрашивающего вместо него (ответом)2.
В другом хадисе встречается добавление:
«…и этот ссылался на другого, а тот ссылался на третьего, и так - до тех пор, пока не доходило снова до первого».
Передается от Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах:
«Тот, кто дает фетву людям по любому вопросу, - поистине сумасшедший»3.
Умара ибн Абдуль-Азиза спросили, и он ответил:
«Я не тот, кто спешит выдавать фетвы».
Он также написал своим правителям:
«Клянусь Аллахом, я не тот, кто жаждет выдачи фетв до тех пор, пока я могу избегать этого».
«Это дело не для тех, кто любит, чтобы люди нуждались в них; это дело только для тех, кто любит, когда можно найти кого-то, чтобы занять его место».
"Больше всего знает о фетвах тот, кто большую часть времени молчит, а самый невежда – тот, кто все время говорит про них"4.
"Однажды мы встретились с учеными, и им было ненавистно отвечать на вопросы и давать религиозные заключения до тех пор, пока они не могли найти какой-то другой способ, чтобы не давать фетву. И если их освобождали от этой обязанности, то это было для них счастьем".
Кто выходит вперед выдавать фетвы, тот выходит вперед навстречу чему-то очень серьезному, если только его не заставляет необходимость». Его спросили: «Так что же лучше для него: сказать или сохранить молчание?» Он сказал: «Нам больше нравится, когда он отстраняется». Тогда спросили: «А если есть необходимость?» Тогда он начал повторять: «Необходимость! Необходимость!» - и сказал: «Безопасней воздержаться».
«О выдающий фетвы! Следи за тем, как ты выдаешь фетвы».
«Ты понимаешь, во что ты пустился? Ты встал между Аллахом и Его рабами и говоришь: «Это верно, а это неверно»5.
Когда Ибрагим ан-Нахаи спрашивали о чем-то, на его лице появлялось недовольство, и он говорил:«Вы что, не могли найти кого-то другого, кроме меня?» И он также говорил: «Я говорил, и если бы я мог найти способ не говорить, то я бы не говорил, и, поистине, то время, когда я был алимом Куфы, – плохое время8.
"Первые, кого призовут к отчету, – алимы». Передается о имаме Малике, рахимахуллах, что когда его спрашивали о чем-то, то он будто бы стоял между Раем и Адом10.
«Когда тебя спрашивают о чем-то, то пусть тебя беспокоит не удовлетворение спрашивающего, а свое спасение»11.
"Если вас спросили о чем-то, сначала размышляйте. Если знаете ответ – говорите, в противном случае – молчите".
- 1.Дарими, т. 1, с. 57. Согласно мухаддисам, его цепочка передачи слабая, поскольку он – мурсаль (есть отсутствующее звено или звенья между последним рассказчиком и Пророком ﷺ).
- 2.Это высказывание приводит Дарими (1/53) и Ибн Абдуль-Барр в Джами' (2/163). Однако это высказывание Абдуррахмана ибн Аби Лейла, а не высказывание аль-Бараа, и его цепочка – сахих. Что касается высказывания аль-Бараа, то оно такое: «Я встретил 300 людей Бадра, и среди них не было никого, кто бы не любил, когда его освобождали от ответа, отвечая вместо него», - приводит Ибн аль-Мубарак в "Аз-Зухд" (номер 58), а также Ибн Са'ад (6/11), который считается приемлемым передатчиком (садук), однако он был мудаллис и передает его, не утверждая, что он слышал его напрямую.
- 3.Приводит Ибн Абдуль-Барр (2/164-165), аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/197-198), Абу Хайтама в "Аль-Ильм" (№ 10), и его иснад – сахих.
- 4.Приводит аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/166), его иснад слабый.
- 5.Приводит аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/168).
- 6.Приводится с вариантами формулировок у Дарими (1/53). Приводит аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких", иснад – сахих.
- 7.Приводит Ибн Са’д (7/195), аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/167), иснад – сахих.
- 8.Приводит смысл Абу Хайсама в "Аль-Ильм" (№ 131).
- 9.Приводит аль-Фасави (1/490) и аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/168), иснад – слабый.
- 10.Приводит аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/167), иснад - слабый.
- 11.Это сказал Умар ибн Хала аз-Зурки, когда говорил с Рабия ибн Аби Абдуррахман. Эту передачу с очень близкой формулировкой приводит аль-Фасави (1/556-557), Абу Ну'айм в "Аль-Хилья" (3/260-261) и аль-Хатыб в "Аль-Факих Валь-Мутафакких" (2/169), иснад – сахих.