Доводом этому служит аналогия между вставанием при упоминании его (да благословит его Аллах и приветствует) рождения и тем, как бы мы вставали, если бы увидели его (да благословит его Аллах и приветствует), как пишет автор «Нихая аль-Иршад би Ляйля Латиф аль-Милад» и другие.
Установлено, что сподвижники вставали в его ﷺ присутствии, в качестве примера можно привести хадис нашего господина Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал:
«Когда Пророк ﷺ говорил с нами, если Он ﷺ стоял, то мы тоже вставали и стояли до тех пор, пока не видели, что он заходит в дом одной из своих жен»
(Приводит Абу Давуд (4:247).
Имам ан-Навави, рахимахуллах, сказал в работе Тархис фи аль-икрам би аль-кыям (с. 44): «Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна (сахих)», — и оценивает этот хадис как хороший (хасан))
Выдающийся учёный Абу аль-Фарадж Нуруддин Али ибн Ибрахим, пишет:
Весьма полезным считается, когда большинство людей встают на мавлидах при описании рождения Пророка ﷺ, проявляя тем самым уважение и возвеличивая Пророка ﷺ.
Подобное же вставание является нововведением, не имеющим под собой основы. Однако оно считается хорошим нововведением, ведь не каждое нововведение считается порицаемым. Воистину, подобное вставание при упоминании рождения Пророка ﷺ было совершено великим алимом нашей уммы, тем, за кем следуют имамы в набожности и понимании религии, – это был имам Такиюддин ас-Субки. В этом за ним последовали великие алимы Ислама его времени.
Передают, что как-то возле имама ас-Субки собралось много алимов его времени, и воспевавший стихи в честь Посланника Аллаха ﷺ произнёс слова:
«И чтобы приподнялись благородные, когда услышат восхваления Пророка ﷺ вставанием ровными рядами или привстали на колени, если они верхом!»
Услышав эти слова, привстал имам ас-Субки, да смилуется над ним Аллах! Также встали все, кто был на этом собрании. И почувствовали большое духовное спокойствие. Подобного достаточно для того, чтобы последовать их примеру.
[«Ас-Сирра аль-Халабия» том 1, стр. 123]
Эту касыду (поэму) прочитали после завершения урока шейхуль-Ислам аль-Хафиз Такиюддин ас-Субки в присутствии больших кадиев (шариатских судей), и, когда чтецы произнесли слова: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка ﷺ!» - до конца куплета встал шейхуль-Ислам ас-Субки на ноги, следуя тому, что написал в этой касыде ас-Сарсари.
В этот момент все почувствовали в душе приятное спокойствие. Этот случай передал сын имама ас-Субки – шейхуль-Ислам Абу ан-Наср Абу аль-Вахаб в книге «Ат-Табакат аль-Кубра» (т. 5, стр. 345), где приводит биографию своего отца.
В той книге пишется следующее:
«В мечети аль-Умавия в Дамаске собрались большие алимы города и шариатские судьи (кадийи) перед [имамом ас-Субки]. Он же сидел в михрабе сподвижников. И тогда воспел чтец касыду имама ас-Сарсари, которая начинается со слов «Малым будет Пророка ﷺ восхвалять, даже если золотом написать!» – и когда чтец дошёл до слов: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка!» - имам ас-Субки встал и вместе с ним встали все, кто был рядом с ним, и ощутили все необычное спокойствие души» («Ат-Табакат аль-Кубра», т. 5, стр. 345).
Подобное вставание было совершено очень многими алимами нашей уммы, за которыми следуют.
В книге « И‘анату ат-Талибин» (том 3, стр. 123) Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакри пишет:
Шейхуль-Ислам, наш учитель Ахмад ибн Зайн Дахлан (муфтий Мекки) в книге «Сирра ан-Набавия» пишет о вставании на мавлиде следующее: это весьма полезно, и существует обычай, что люди, когда слышат [во время чтения мавлида] слова, где описывают момент рождения Пророка ﷺ, встают. Такое вставание считается одобряемым, так как в нём есть проявление почтения к Пророку ﷺ.
Примечание:
по данному конкретному вопросу существуют книги, такие, как «Истихбаб аль-Кыям `инда Зикр Вилядатихи», Махмуда аль-Аттара ад-Димашки (1382 по хиджре) и «Тахкик аль-Калям фи Вуджуб аль-Кыям» Мухаммада аль-Касыми.