Доводом этому служит аналогия между вставанием при  упоминании его (да благословит его Аллах  и приветствует) рождения и тем, как бы мы вставали, если  бы  увидели его (да благословит его Аллах  и приветствует), как пишет автор «Нихая аль-Иршад би Ляйля Латиф аль-Милад» и другие.



  Установлено, что сподвижники вставали в его  присутствии, в качестве примера можно   привести  хадис нашего господина Абу Хурайры (да будет  доволен им  Аллах), который сказал:

«Когда Пророк  говорил с нами, если Он  стоял, то мы тоже вставали и стояли до тех пор,  пока  не видели, что он  заходит в дом одной из своих жен»

(Приводит Абу Давуд (4:247).

Имам ан-Навави, рахимахуллах, сказал в работе Тархис фи аль-икрам би аль-кыям (с. 44): «Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна (сахих)», — и оценивает этот хадис как хороший (хасан))

 

Выдающийся учёный Абу аль-Фарадж Нуруддин Али ибн Ибрахим, пишет:

 

Весьма полезным считается, когда большинство людей встают на мавлидах при описании рождения Пророка , проявляя тем самым уважение и возвеличивая Пророка .

 

Подобное же вставание является нововведением, не имеющим под собой основы. Однако оно считается хорошим нововведением, ведь не каждое нововведение считается порицаемым. Воистину, подобное вставание при упоминании рождения Пророка ﷺ было совершено великим алимом нашей уммы, тем, за кем следуют имамы в набожности и понимании религии, – это был имам Такиюддин ас-Субки. В этом за ним последовали великие алимы Ислама его времени.

 

Передают, что как-то возле имама ас-Субки собралось много алимов его времени, и воспевавший стихи в честь Посланника Аллаха  произнёс слова:

«И чтобы приподнялись благородные, когда услышат восхваления Пророка ﷺ вставанием ровными рядами или привстали на колени, если они верхом!»

Услышав эти слова, привстал имам ас-Субки, да смилуется над ним Аллах! Также встали все, кто был на этом собрании. И почувствовали большое духовное спокойствие. Подобного достаточно для того, чтобы последовать их примеру.

 

[«Ас-Сирра аль-Халабия» том 1, стр. 123]


Эту касыду (поэму) прочитали после завершения урока шейхуль-Ислам аль-Хафиз Такиюддин ас-Субки в присутствии больших кадиев (шариатских судей), и, когда чтецы произнесли слова: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка !» - до конца куплета встал шейхуль-Ислам ас-Субки на ноги, следуя тому, что написал в этой касыде ас-Сарсари.

В этот момент все почувствовали в душе приятное спокойствие. Этот случай передал сын имама ас-Субки – шейхуль-Ислам Абу ан-Наср Абу аль-Вахаб в книге «Ат-Табакат аль-Кубра» (т. 5, стр. 345), где приводит биографию своего отца.

В той книге пишется следующее:

«В мечети аль-Умавия в Дамаске собрались большие алимы города и шариатские судьи (кадийи) перед [имамом ас-Субки]. Он же сидел в михрабе сподвижников. И тогда воспел чтец касыду имама ас-Сарсари, которая начинается со слов «Малым будет Пророка  восхвалять, даже если золотом написать!» – и когда чтец дошёл до слов: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка!» - имам ас-Субки встал и вместе с ним встали все, кто был рядом с ним, и ощутили все необычное спокойствие души» («Ат-Табакат аль-Кубра», т. 5, стр. 345).

 

Подобное вставание было совершено очень многими алимами нашей уммы, за которыми следуют.

 

 


В книге « И‘анату ат-Талибин» (том 3, стр. 123) Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакри пишет: 

 

Шейхуль-Ислам, наш учитель Ахмад ибн Зайн Дахлан (муфтий Мекки) в книге «Сирра ан-Набавия» пишет о вставании на мавлиде следующее: это весьма полезно, и существует обычай, что люди, когда слышат [во время чтения мавлида] слова, где описывают момент рождения Пророка ﷺ, встают. Такое вставание считается одобряемым, так как в нём есть проявление почтения к Пророку .

 

Примечание: 

по данному конкретному вопросу существуют книги, такие,  как  «Истихбаб аль-Кыям `инда Зикр Вилядатихи», Махмуда  аль-Аттара  ад-Димашки  (1382  по хиджре)  и  «Тахкик   аль-Калям фи Вуджуб аль-Кыям» Мухаммада аль-Касыми.