Что такое мавлид?

Мавлид – это мероприятие, посвященное пересказу историй из жини Пророка , описания его внешнего вида и всего с что связано с ним , с целью: Увеличить любовь к Пророку ﷺ, Напомнить жизнеописание Пророка для знающих разъяснение для незнающих, Проявить Благодарность Аллаху за нимат в виде Пророка ﷺ.

Пересказ историй из жизни Пророка  является сутью мавлида. То есть если рассказать что-либо о Пророке  и больше ничего не сделать на маджлисе, то это мероприятие можно назвать Мавлидом, а если даже все виды поклонения сделать но не будет ничего посвящено самому Пророку, то это не называют Мавлидом. (Некоторые называют любое религиозное мероприятие мавлидом).

И нет у мавлида ограничения по времени или места. И точто мавлид связывают именно с рождением Пророка  это неверно. Так как мавлид проводится в любое время года и нет такого, что нужно рассказывать именно о рождении Пророка .

 

 

Саляфы и мавлид 

Во времена сподвижников мусульмане были вместе с Пророком и хорошо знали его жизнеописание, где рассказывают о Пророке ﷺ и его достоинствах.

И в эпоху табиинов мусульмане везде и всегда рассказывали о Пророке и любовь к Пророку была очень сильной и поэтому они были намного сильнее в следовании религии.

Потом постепенно люди стали все более беспечными и уменьшилась та сильная любовь к Пророку , которая была у саляфов и чтобы возродить любовь к Пророку   ученые-богословы и стали устраивать специальные маджлисы посвященные Пророку .

Также у людей ослабло соблюдении религии и усердие в дополнительном поклонении и в связи с этим ученые стали во время мавлидов рассказывать не только о Пророке, но и в целом стали обучать людей религиозным вопросам, делать амр биль-маруф ва нахью аниль мункар (призыва к соблюдению религии Аллаха), 

Также простые люди все меньше стали уделять время дополнительному поклонению и на мавлидах читая различные виды формулы поклонения тасбихов, истигфара, азкаров, чтения Корана и т.д.

И в этой связи мавлид выступает как форма даавата

 

 

_____________________________________________________________________________________________

 

ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДЯТ МАВЛИДЫ В ТАКОЙ ФОРМЕ:

1) Увеличение любви к Пророку  что есть основой для мусульманина.

2) Благодарность Аллаху за нимат Пророка

3) Познание Сунны для незнающих и Напоминание для знающих.

4) Приучение к дополнительным поклонениям

 

 

Важность любви к Пророку в Исламе

Несомненно, радость рождению Пророка - это проявление любви к Нему.

И необходимо прививать эту любовь мусульманам. Так в хадисе сказано:

Не уверует из вас никто пока не полюбит меня больше себя.

Воистину чтение, слушание, изложение чудесных событий, связанных с его жизнью и пророческой миссией является большим благодеянием. Пророк и сам любил излагать подобные события.

Сама форма проведения мавлида содержит только благое, поскольку люди собираются, чтобы поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать и выражать радость по случаю рождения Пророка Мухаммада , радость милости Всевышнего, сделавшего нас из общины Мухаммада , читать благословения ему и совершать другие добрые деяния, которыми мусульманам необходимо заниматься при каждом удобном случае, особенно в месяц рождения Пророка .

Выдающийся ученый и знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил, что мавлид стоит на твердой основе, ибо в хадисах говорится:

«Когда Пророк прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘ Ашура. Он спросил их о причине этого поста и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу, и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк сказал:

«Мы ближе к Мусе, чем вы»,- и с этого дня стал также возвеличивать день ‘ Ашуры соблюдением поста. Отсюда следует, что таким образом Пророк выражал благодарность за блага Аллаха и за спасение от беды Мусу в определенный день, и повторял это благодеяние каждый год. А благодарность Аллаху проявляется различными поклонениями, как земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А какая милость может быть больше, чем появление Избранника Аллаха, Пророка милости , ибо Всевышний в Коране говорит, что Он оказал милость верующим, послав к ним Посланника из их же среды. Таким образом, все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили мавлиды.

Для этого было много причин, среди которых и следующие:

Основа для выделения дня рождения

Пророк  обращал внимание на связь времени с давно минувшим религиозным событием, и когда это время наступало, оно служило шансом напомнить об этом событии и возвеличить этот день. Об этом говорилось и в вышеприведенном хадисе о дне ‘ Ашура.

Говоря о достоинстве пятницы, Пророк  сказал: «В ней был создан Адам». Тем самым почитается время, о котором установлено, что в этот день был создан пророк Адам. Что же можно сказать о дне, в котором на этот свет появился лучший Пророк и Посланник Аллаха – Мухаммад .

 Посланник Аллаха  ценил и возвеличивал день своего рождения, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял его за это благо. Это возвеличивание Пророк ﷺ выражал в посте по понедельникам.

Первым, кто отмечал день рождения Пророка , был сам Пророк , как об этом говорится и в хадисе, переданном Муслимом. Когда у Пророка  спросили о посте в понедельник, он ответил: «Это день, когда я родился». Эти слова Посланника Аллаха  указывают на то, что проведение мавлида является благим деянием, соответствующим шариату. Приведем некоторые высказывания о мавлиде выдающихся людей Ислама.

Основа важности любви к Пророку 

В хадисе сказано, что в Судный день человек окажется рядом с тем, кого любил.

Проявление любви к Пророку Мухаммаду , а значит, и радоваться его рождению, что велит нам Всевышний Аллах. Аллах велел нам радоваться милости, а

Пророк  – это самая величайшая милость, поскольку Аллах сказал, что Он послал Пророка только как милость для всех миров.

От этой радости получил пользу даже неверный. Когда Абу Лахабу его рабыня Сувайба сообщила радость о рождении Мухаммада , он освободил ее от рабства. Дядя Пророка ‘ Аббас увидел тогда сон, что по этой причине, каждый понедельник Абу Лахабу облегчались муки за грехи. Если даже Абу Лахабу, отъявленному отступнику и грешнику Всемогущий облегчает муки за радость рождению Пророка , то истинным мусульманам, признающим Единство Творца, любящим, чтящим Пророка , радующимся дню и месяцу, в котором он родился, каково же будет вознаграждение в Судный день?!

Возвеличивание Пророка

Пророк Мухаммад одобрял, когда поэты воспевали его в своих произведениях.

- На мавлиде многократно исполняется благословение Пророку . Всевышний Аллах говорит, что Он сам и Его ангелы благословляют Пророка, и велит нам, чтобы и мы также усердно благословляли и приветствовали его. В Судный день, призывавший благословения на Пророка , получит его заступничество (шафа ‘ ат).

Песнопение мавлида, стихотворных повествований о рождении Пророка , о его жизни и пророческой миссии, способствует получению знаний о Пророке , а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это способствует усилению любви к Пророку и упрочению веры (имана).

В Исламе высоко ценятся собрание мусульман для совместного богослужения и изучения религии, раздача милостыни и различных даров. Поистине, одно лишь то, что во время проведения мавлида люди оберегают себя от грехов, достаточно уже само по себе для признания его пользы. 

 
Отмечать Маулид - это выражение благодарности Аллаhу за то, что Он дал нам Пророка Мухаммада ﷺ, что именно в этот месяц он появился на свет и мы узнали об Исламе именно от Него. 
Наше поклонение только Аллаhу Всевышнему. Мы не поклоняемся ни Мухаммаду, ни кому-либо другому кроме Аллаhа. Но мы почитаем и возвеличиваем нашего любимого Пророка Мухаммада ﷺ. Мы выражаем наше почтение Ему больше, чем кому-либо из Пророков ﷺ или Ангелов. Мы возвеличиваем всех Пророков, но не поклоняемся ни одному из них. И не поклоняемся ни Мухаммаду, ни Ангелам, ни звездам, ни луне, ни солнцу, а наивысшую степень смирения и покорности ('Ибаду) проявляем только Аллаhу Всевышнему. Делая суджуд, мы прикасаемся лбом к полу, выражая наивысшую степень покорности Аллаhу.
Пророк ﷺ указал людям путь Истины и достоин нашего возвеличивания и почтения к Нему - это ниже по степени, чем совершение 'Ибады, это не является поклонением Ему. Всевышний восхвалил тех, которые уверовали в Пророка ﷺ и возвеличили Его, как и передано в Суре Аль-А'раф, Аят 157:
﴿ فَالَّذِينَ ءامَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ ﴾
что означает: «Те, которые веровали в Пророка ﷺ восхваляли и возвеличивали Его».
Проведение Маулида содержит в себе собрание верующих для совершения покорности и поклонения Аллаhу. И в этом собрании - выражение нашей любви к Аллаhу и к Посланнику Аллаhа ﷺ. Также это собрание, в котором повторяют Зикр, приводят рассказы из жизни самого Пророка Мухаммада ﷺ, о Его почетном происхождении, рассказывают о его внешности, прекрасных качествах и культуре. На таком собрании обычно угощают, кормят людей ради Аллаhа.
В Кур'ане есть Аят, восхваляющий мусульман, дающих милостыню. Аллаh Всевышний сказал о них (Сура 76 «Аль-Инсан», Аят 8):
﴿ وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا ﴾
Это означает: «Они угощают едой бедняка, сироту и пленника ради Аллаhа». В этом Аяте под словом «пленник» подразумевается пленник-неверующий.
И как после этого кто-то, показывая себя знатоком Ислама, может запрещать отмечать Маулид - выражение радости по случаю рождения Пророка ﷺ?!
 
 

Что же происходит на мавлиде?

  

Скажем сразу что нет у мавлида определенной формы и нет за проведение в какой-либо форме дополнительной особенной награды. И достаточно просто что-нибудь про Пророка ﷺ рассказать в прозе или в стихах.

В Дагестане же чаще проводят в форме, в которой дагестанские богословы собрали наиболее ценные азкары.

Все вместе читают три раза шахаду, затем совершают тауба-покаяние за грехи словами «АстахфируЛлах», потом коллективно читают зикр словами «Ля иляха илляЛлах», затем читают сочинение о Пророке ﷺ, а между чтением мавлида, часто читают салават Посланнику Аллаха ﷺ.

Чтобы дать шариатскую оценку необходимо понять что это такое. Попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

В Мавлиде в той форме, в которой часто его проводят в Дагестане, можно условно выделить шесть составляющих:

1) ЧТЕНИЕ КОРАНА

Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день» (Муслим).

2) ЧТЕНИЕ САЛАВАТА, РАССКАЗА О ЖИЗНИ ПРОРОКА ﷺ.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «Аль-Азхаб», аят 56).

В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня» (Тирмизи).

3) ЗИКР

Всевышний в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием» (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).

Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи, ибн Маджах).

Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи).

Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.

Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.

Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети» (Бухари).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!» Его спросили: «Что это за райские сады?» Пророк ﷺответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха» (ат-Тирмизи).

 А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.

4) ДУА (МОЛЬБА)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы» (сура «Гафир», аят 60).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дуа – оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» («Джами уль-ахадис»).

5) ЕДИНЕНИЕ МУСУЛЬМАН

В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «Алю Имран, аят 103).

6) ПОДАРКИ

Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу» (Муслим).

хадис Пророка  гласит: «Радуйте друг друга, дарите друг другу подарки». «От того, кто раздает садака, на 70 лет отдаляется Ад», - говорится в другом изречении Посланника Аллаха .

И нет сомнения что эти все действия очевидно являются богоугоднгыми деяниями, за совершение которых будет награда.

И это не подподает под хадис «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

А доказательство на то что можно объединять является хадис Ман Санна Сунна хасавната

На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

Теперь давайте поразмыслим вместе, желая понять истину, не придираясь к названиям и именам, вне зависимости, от кого мы эту истину слышим. Что по Исламу запрещено в действиях мусульман при проведении Мавлида, чтобы, назвав это нововведением, запрещать это?!

Теперь зададимся вопросами.

Можно ещё много чего перечислить из того, к чему побуждает Ислам, – и для каждой вещи из того, что тут перечислено, есть основа в Коране и Сунне Пророка ﷺ. Не будем больше ничего перечислять, так как все эти вопросы и ответы на них настолько банальны, что каждый мало-мальски понимающий в Исламе человек их знает.

 История

Маулид - это благое новшество. Первыми, кто начал отмечать это событие, были мусульмане. Некоторые распространяют неверную информацию, что, якобы, первыми стали отмечать его люди, которые проводили мероприятия по поводу дня смерти Пророка ﷺ.
Теологи Ислама: Хафизы, историки и другие говорили о том, что первым, кто ввел новшество проведения Маулида, был правитель местности Ирбиль - Музаффар ("Победитель"). Он был богобоязненным, благочестивым ученым; был храбрым и занимался вопросами джиhада. Он был героем и умер в то время, когда они окружили неверных в городе 'Акка. Он был первым, который ввел это новшество, а потом его поддержали многие теологи и даже ученые других территорий, которые не входили в его подчинение. Об этом сказал Хафиз Ас-Суютый в своей книге "Аль-Ауаиль". Мусульмане с того времени отмечают Маулид уже на протяжении 800 лет.
Любой вопрос, который теологи Ислама из общины Пророка ﷺ считают хорошим и единодушно поддерживают, является благим делом. И любое дело, которое теологи Ислама считают плохим, является порицаемым делом. Известно, что теологи из общины Пророка, мир Ему, не объединяются в заблуждении, согласно изречению Пророка ﷺ:
"إِنَّ أُمَّتي لا تَجْتَمِعُ على ضَلالةٍ"
означающему «Воистину, моя община не объединяется в передаче какого-либо заблуждения». Передал Ибн Маджаh в своем сборнике "Сунан".

Думаю, тут можно задаться вопросом: а что именно в форме, в которой мы сегодня совершаем мавлид, не практиковалось среди сподвижников?

Ответ: сколько всего есть в Исламе, чего ими не совершалось! Когда расширились границы Ислама и люди увидели, что происходят вещи, которые не практиковались во времена Пророка ﷺ или при самих сподвижниках, они не спешили запрещать, а сопоставляли с нормами и основами Корана и Сунны.

И то, что находили противоречащим, исправляли, и говорили, что так делать нельзя. Или они говорили, что это делать можно, если исключить то-то или то-то. Вот почему имамы разделили нововведения на разные категории и вынесли насчет них разные решения, согласно тому, насколько они соответствуют основам Ислама или противоречат им.

Другая истина в том, что мы сегодня совершаем мероприятия под названием «мавлид» хотя бы для того, чтобы немного разъяснить собравшимся жизнь Пророка Мухаммада ﷺ, побудить их задуматься, совершить таубу, прочитать зикр и т. д. Теперь ответьте сами: разве нуждались сподвижники и их последователи в том, чтобы устраивать специальные маджлисы или мероприятия типа наших современных конкурсов для того, чтобы побудить народ, особенно молодёжь, к изучению истории Пророка ﷺ. Да они всё это знали в совершенстве! Их время было чисто от массового незнания Ислама и истории Пророка ﷺ, они пребывали в мечетях в богослужении и в изучении Ислама, и вся их жизнь была поклонением.

Теперь спросите себя, кто присутствует на наших мавлидах. Люди, занятые мирским и отвлечённые от Аллаха, которые заходят в мечеть только на пятничную или праздничную молитву, которые могут пропускать обязательные предписания, не говоря уже о желательных? И причина всего этого – незнание, несовершенство их имана (веры), отсутствие ревности к Исламу и его призыву. Как будто это «должны знать другие, а не мы» – эту тему можно и продолжить… но мы сами знаем, кто мы, в каком времени живём, и основная беда нашего общества – это невежество.

Так давайте же будем призывать к отдалению от всего, противоречащего Исламу, в каком бы месте, времени или собрании это ни происходило: будь то похороны, свадьбы, мавлиды и т. д. А всё то, что в своей основе соответствует нормам Ислама, оставим как есть!

Заключение

Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.

А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид.  Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа» (аль-Бухари).


Празднование рождения Пророка возобновляет и усиливает в мусульманах любовь к Посланнику Аллаhа ﷺ и стремление поступать так, как Он учил.
 Те, которые запрещают отмечать Маулид, сами отклонились от пути Истины - Аhлус-Сунна уаль-Джама'а. Они выступают против проведения Маулида и против тех, которые это делают, обвиняя их в заблуждении, а иногда даже в отступлении от Веры. Почему же они молчат и не выступают против того, что действительно является нарушением согласно Шари'ату?!
Согласно заключению всех теологов Ислама со времени появления этого новшества и до наших дней, проведение Маулида - это дозволенное и похвальное деяние. Это в том случае, если в нем нет нарушений, как, например, искажения в произнесении Имени Бога - Аллаh или же ложь и недостойное в рассказе о Пророке Мухаммаде ﷺ.
Не по той ли причине все это происходит, что в их сердцах скрыта ненависть к самому лучшему из созданий - нашему Пророку ﷺ? Или же только потому, что они выбрали для себя путь отклонения от Истины и любят отличать себя от верующих по единогласно подтвержденным вопросам? Или все же здесь имеют место обе причины?!
       20.  в этом нет сокращения любви к нашему Пророку ﷺ к одному дню. 
То есть, неверно думать, что, якобы, целый год мы не выражаем любовь к Посланнику Аллаhа ﷺ, а проявляем нашу любовь только раз в году. Известно, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал иудеям:
«Мы ближе к Пророку Мусе и имеем больше преимуществ по отношению к Нему, чем вы».
И приказал мусульманам поститься в день 'Ашура'. Разве кто-то скажет, что этим самым Посланник Аллаhа ﷺ сократил только к одному дню любовь к Пророку Мусе (мир Ему)?!