У шейхуль-Ислама Ибн Хаджара аль-Аскаляни (773–852 х.), автора самого авторитетного толкования «Сахиха аль-Бухари», спросили о совершении мавлида:

وقد سئل شيخ الإسلام حافظ العصر أبو الفضل ابن حجر عن عمل المولد فأجاب بما نصه:

أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن السلف الصالح من القرون الثلاثة، ولكنها مع ذلك اشتملت على محاسن وضدها، فمن تحرى في عملها المحاسن وتجنب ضدها كانت بدعة حسنة،

وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت، وهو ما ثبت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشوراء فسألهم،

فقالوا: هو يوم أغرق الله فيه فرعون, ونجى موسى، فنحن نصومه شكرا لله،

فيستفاد منه فعل الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة، أو دفع نقمة.. إلى أن قال : وأي نعمة أعظم من نعمة بروز هذا النبي.. نبي الرحمة في ذلك اليوم،

فهذا ما يتعلق بأصل عمله، وأما ما يعمل فيه: فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من نحو ما تقدم من التلاوة والإطعام والصدقة وإنشاد شيء من المدائح النبوية والزهدية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة

 وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به وما كان حراما أو مكروها فيمنع وكذا ما كان خلاف

 

«Основой совершения мавлида является нововведение «бид’а», которое не передалось ни от кого из предшественников трёх первых столетий. Всё же совершение мавлида содержит (охватывает) хорошее и плохое.

И тот, кто будет стараться соблюдать в совершении мавлида дозволенное и отдалиться от запретного – оно будет считаться хорошим нововведением «аль-бид‘ату аль-хасана», а если не будет сторониться запретного – то нет.

Воистину, я нашёл основу для дозволенности совершения мавлида в достоверных источниках Сахих аль-Бухари и Муслима.

 

Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили:

«Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю».

 

Из этого хадиса следует, что разрешается тому, кого Аллах наделил в один из дней какой-либо милостью или избавил от какой-либо беды – совершить хвалу Всевышнему. И чтобы он совершал воздаяние этой милости именно в этот же день каждого года. Воздаяние же хвалы Аллаху происходит посредством разных видов богослужения (ибада), подобно совершению земного поклона (сужда), соблюдению поста, раздачи милостыни садака, чтением Корана.

 

А разве есть в этот день (то есть в день, когда родился Пророк Мухаммад ) более великая милость, чем появление на свет Пророка – Пророка милости?! Согласно сказанному, следует проявлять усердие, чтобы отметить рождение Пророка  именно в день его рождения, чтобы это соответствовало истории, произошедшей с Пророком Мусой (мир ему) в день Ашура (то есть соблюдение поста иудеями в день Ашура – в знак воздания хвалы Всевышнему за спасение Мусы (мир ему) и его общины от Фараона). Тот же, кто не обращает внимания именно на этот день, может совершать мавлид в любой день года. Всё сказанное является основой дозволения совершения мавлида.

 

А всё, что касается совершаемого во время празднования мавлида, то следует ограничиться совершением таких вещей, посредством которых выявляется воздаяние хвалы-благодарности Аллаху. Также и то, что было перечислено выше: это чтение Корана, угощение едой, раздача милостыни, воспевание стихов, восхваляющих Пророка , или вселяющее аскетизм, отдаляющее от мирского, побуждающее сердца к совершению благого или полезного для мира Иного.

Что же касается таких проявлений как слушание, пустословие и тому подобное, то следует сказать: то, что дозволенно как проявление радости в этот день, нет ничего плохого, если это совершить, а то, что запретно или нежелательно, то от этого необходимо воздержаться. И также надо остерегаться того, в чем есть разногласие».

 

 [«Аль-Хави филь Фатава», том 1, стр. 196]