Вопрос

Ассаламу алайкум. Что такое нововведение в шариате? Допустимо ли делить нововведения? Как делили его имамы Мазхабов,в том числе Имам аш-Шафии? Правильно ли деление на новшество в поклонении и новшество в мирском? Всякое ли новшество в шариате это заблуждение? Что говорят великие ученые по этому поводу?


Ответ

Дорогой брат! Под запретным новшеством подразумевается новведение, противоречащее основам шариата или не имеющие подтверждения в шариате. То новое, что не противоречит шариату, не запрещено.

Ученые определяют нововведение в шариате двумя способами:

 

Первый способ:

Первое дает аль-Азз ибн Абд ас-Салям, говоря что все, чего не делал Пророк - новшество.Он поделил новшества по степени их запретности-дозволенности. В своей книге "Каваид аль-ахкям фи масалих аль-анам" (том 2 стр 204) он пишет:

"То, что не делалось во врмена Пророка , делится на: обязательное новшество, запретное новшество, желательное, нежелательное и разрешенное. Чтобы определить, каким является новшество, его сравнивают с нормами шариата. Если новшество соответствует обязательному, то оно обязательно, если запретному, то оно запретно, если желательному - желательно, нежелательному - нежелательно, разрешенному - разрешено".


Ан-Навави подтверждает это. Как передает его слова аль-Хаджар ибн Хафиз в "Фатх уль-Бари" (том 2, стр 394), имам ан-Навави сказал:

 

"Все, чего не было в его (Пророка ) время - новшество. Но из этого есть хорошее и не только".

 

 Второй способ:

 

Второе вид определения - это когда понятие нововведения применяют только в отрицательном его значении.То есть шариатское понятие новшества более узко, чем языковое значение этого слова. Обязательное, желательное, нежелательное, разрешенное не называется новшеством, как у аль-Азза. В соответствии с этом определением, новведением назвается только запретное. Из ученых, защищающих эту точку зрения Ибн Раджаб аль-Ханбалий (ханбалит). Он пишет в книге "Джами аль-улюм ва-ль-хикам" (с 223):

"Нововведением называется то новое, чему нет основ в шариате. То, чему в шариатском законодательстве можно найти основу не считается нововведением, даже если это можно назвать так с точки зрения языка".

В действительности оба способа определения согласуются друг с другом в определении сути нововведений.
Расхождение касается того, что относить к новвоведениям в шариате.

При этом оба определения согласны в том, что порицаемое нововведение - это то, которое не имеет основы в шариате, и совершение которого является прегрешением.

Именно об этом сказал Пророк : "Всякое новведение является заблуждением" (Куллю бид'а даляль). Хадис приводится имамом Ахмадом в "Муснаде" (том 3 стр. 310) и Муслимом в "Сахихе" (том 2 стр. 592).

Именно таково правильное понимание, которого придерживаются ученые-факихи и имамы уммы.
Аль-Байхаки в книге "Авакиб аш-Шафии" передает слова имама аш-Шафии:

"Есть два вида нововведений. Первый - это когда нововведение противоречит Корану, Сунне, преданиям и единогласному мнению ученых. Такое нововведенеие - даляль (заблуждение). Второе - это то хорошее,что вновь появилось, и не противоречит ни одному из упомянутых источников.Такое новшество - не порицаемо". Также эти слова передает Абу наим в "Аль-хуллия" (том 9, стр. 113).


Имам аль-Газали сказал в книге "Ихья улюм-ут-дин" (том 2, стр.248): "Не все новое запретно. Запретно только то, что противоречит достоверной Сунне и шаритским постулатам".


Ибн аль-Асир пишет в книге "Ан-нихая" (том 1 стр.80): "Нововведение бывает двух видов - новведение правильного пути и нововведение пути заблуждения. То, что противоречит тому, что приказывал Аллах и Его Пророк - это порицаемо и запретно. А то, что можно отнести к разрешенному и поощряемому - то это приветствуется, даже если этому нет примера в прошлом, как проявление щедрости, совершение добрых дел -все это относится к восхваляемому. Такие новведения не могут противоречить шариату. Потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Кто ввел хороший обычай, будет получать вознаграждение всех тех, кто следует этому обычаю". И далее сказал также: "кто ввел плохой обычай, получит воздаяние за грехи тех, кто ему следовал". То есть такой обычай, который противоречит тому, что повелевает Коран и Пророк (мир ему).


Сюда же относится высказываение Умара (да будет им доволен Аллах) : "Славно это нововведение!", когда он назвал нововведением доброе дело (чтение молитвы "таравих") и похвалил его.Пророк  молился эту молитву лишь несколько ночей, а затем перестал делать это и не собирал для этого людей.Абу Бакр во время своего правления не практиковал ее, а Умар ввел ее и поощрял ее совершение.Поэтому он назвал ее новшеством, хотя по сути это сунна, в соответствии со словами Пророка :

"Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня". И его словами: "Берите пример с тех, кто после меня - Абу Бакра и Умара". Подобным же образом толкуется хадис "Всякое нововведение является заблуждением". Имеется ввиду нововведение, противоречащее шариату и сунне".


Таким образом, позиция ученых на протяжении веков заключается в том, что не каждое новшество запретно. Новое либо согласуется с основами шариата в общем их понимании - и в этом случае является законным, пусть даже не будучи упоминаемым в текстах, - либо противоречит ему,и является незаконным. При этом можно называть это нововведением или нет - суть не меняется.

Утверждение же о том, что всякое нововведение - хорошее или плохое - запрещено - ложно и не заслуживает внимания.



"Совет фетвы. Дом фетвы Египта"

http://dar-alifta.org/f.aspx?ID=909514

номер фетвы -909514