عن العرباض بن سارية رضي الله عنه قال:

وعظَنا رَسولُ اللهِ مَوعظةً وجِلَت مِنها القُلوبُ ، و ذرِفَت مِنها العُيونُ ، فقُلنا : يا رسولَ اللهِ ! كأنَّها موعِظةُ مودِّعٍ فأوصِنَا ! قال: أُوصِيكُم بتَقوى اللهِ ، و السَّمعِ و الطَّاعةِ ، و إن تَأَمَّرَ عليكُم عبدٌ ، و أنَّهُ من يَعِش منكُم فسيَرى اختلافًا كثيرًا ، فعليكُم بسُنَّتِي ، و سُنَّةِ الخلفاءِ الرَّاشدين المهديِّين ، عَضُّوا علَيها بالنَّواجذِ ، و إيَّاكُم و مُحدَثاتِ الأمورِ ، فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

رواه أبو داود(4607) والترمذي (2676) وابن ماجه (43) وابن حبان في صحيحه (5) ، وقال الترمذي: حديث حسن صحيح .

Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал:

«Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» 

Этот хадис передали Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5, Ибн Наср 1/21. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис»

 

 

_________________________________

 

Когда мы приводим в довод о хороших нововведениях деяния Умара и Усмана, то оппоненты говорят что это можно только им и приводяят слова Пророка из этого хадиса  Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов. 

Но давайте разбираться.

Слова ученых о том как понимается эти слова Пророка мы приведем в конце. А в начале мы покажем абсурдность этой попытки оправдать их позицию в вопросе с новшествами. 

1) Они утверждают что Аллах завершил религию и введение любых новшеств это добавление в религию и запрещено и это нововведение не имеет отношение к религии. Чловек вводяящий нововведение подобно заявляет что в религии есть изъян (чегно-то не хватает) И Пророк что-то не довел.

2) Мы им в ответ приводим действия праведных халифов как они делали новшества тогда оппоненты говорят что это можно только им и приводяят слова Пророка из этого хадиса  Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов. 

Удивительно конечно как они в попытке защитить свою позицию могут гворить крайне опасные вещи. 

Что из этого вытекает

Пророк отличается от непророков тем, что у него есть откровение (вахью) от Аллаха и установление шариатских законов и в целом религии Аллаха на земле возможно только через это откровение.

И псевдосалафиты утверждают: любое новшество это добавление в религию того, что не из нее, а халифы сделали эти добавления, после смерти Пророка. И они признают, что халифы могут делать.

Возникает вопрос откуда халифы узнали что эти их действия являются частью религии, ведь Пророка уже нет на этом свете? И получается что они признают у них нет откровения. 

А из этого следует, что они поднимают халифов на уровень Пророков. Но наш Пророк является печатью пророчества и после него не будет пророков 

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

إن مثلي ومثل الأنبياء من قبلي كمثل رجل بنى بيتا فأحسنه وأجمله إلا موضع لبنة من زاوية فجعل الناس يطوفون به ويعجبون له ويقولون هلا وضعت هذه اللبنة قال فأنا اللبنة وأنا خاتم النبيين \1\البخاري في صحيحه ج3/ص1300 ح3342

«Мой пример и пример пророков до меня подобен человеку, который построил строение, украсив его и усовершенствовав, не поставив только лишь один кирпичик. Люди, обходя это строение, стали удивляться его красоте и вопрошать, почему ты не поставил последний кирпичик? Я являюсь тем последним кирпичиком, и я - печать пророчества» (аль-Бухари).

И это означало бы что Пророк сам признал что у халифов есть пророческие качества. И это все 

И по слова Пророка  Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов не означают что у праведных халифов была своя Сунна это означает что их понимание религии является правильным и то как они понимали религию является и для нас примером.

И мы видим что эти праведные халифы не считали что каждое новшество запрещено, а  напротив сами делали новшества.

 

 

 ЦИТАТЫ УЧЕНЫХ ОБ ЭТОМ ХАДИСЕ

 

Имам Мула Али аль-Къари.

Слова: «сунны праведных халифов» не означают, что любые деяния четырёх халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали её его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали её. 

См. «Миркъатуль-мафатих» 1/199.

 

Ибн Таймиййа (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Не может быть в религии ничего обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и запретным, кроме того, что он запретил, и желательным, кроме того, что он сделал желательным, и порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым, и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!»

См. «Маджму’уль-фатава» 1/282.

 

Шейх аль-Мубаракфури (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

См. «Тухфатуль-ахвази» 3/50.

 

Имам аль-Ауза’и (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами»[5].

Это сообщение привёл аль-Хатыб в книге «Шараф асхабиль-хадис», стр. 7, Ибн ‘Абдуль-Бар в «аль-Джáми’» (2/114), аз-Захаби в «ас-Сияр» (7/120).

 

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и преемники власти после него оставили нам дорогу, следуя которой мы будем крепко придерживаться Книги Аллаха и утвердимся в религии Аллаха. Никто не смеет изменять её, либо обращаться к чему-либо, что противоречит ей. Каждый, кто следует этой дорогой – идёт по прямому пути, и кто опирается на неё, тот получит поддержку. А кто отказывается от неё и не следует по дороге верующих, того Аллах направит туда, куда он сам повернулся, и введёт в Ад. Как же скверно это пристанище!»

 

Имам аль-Хаттаби говорил:

«В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: 

“Придерживайтесь моей Сунны и сунны халифов, ведомых прямым путем” 

указание на то, что если кто-либо из четырёх халифов имеет мнение, которому противоречит кто-либо из других сподвижников, то правильнее отдавать предпочтение мнению халифа!»

См. «Ма’алиму-с-Сунан» 4/300.


В этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том большом разногласии, которое произойдет в его общине, и он указал на то, как следует поступить в этом случае, дабы спастись: следовать праведным халифам из числа сподвижников, которые лучше всех знали путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует!

 

 


 

[1] См. аль-Къуртуби «Джамиуль ахкамуль-къуран» 8/357; Ибн Хишам «Сира» 4/217.

[2] Сура «Покаяние», 9:92 аят.

[3] Сайфуллах Эрдогмуш «Мухтасар исаба Ибн Хаджар» №87, стр. 332.

[5] Аль-Ауза’и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр, который скончался в 157 г. х., сказал:

— Ты должен идти по следам ас-Саляфа: то есть, ты должен следовать по дороге сподвижников и дороге тáби’инов, потому что она основывается на Коране и Сунне.

— Даже если люди отвергнут тебя: то есть, даже если они изолируют тебя и будут сторониться.

— И остерегайся мнений людей: то есть, остерегайся тех мнений, которые являются результатом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

— Даже если они украсят их тебе словами: то есть, даже если они приукрасили свою речь и показали её с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если её приукрасить.