Хадис «Каждое новшество заблуждение». Комментарий имама ан-Навави

Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676х), да смилуется над ним Аллах, в шархе на хадис «Каждое новшество заблуждение»:

قالشيخ الإسلامالإمام النووي رحمه الله في (شرح صحيح مسلم6/154):
قوله - صلى الله عليه وسلم : ( وكل بدعة ضلالة ) " هذا عام مخصوص ، والمراد غالب البدع . قال أهل اللغة : هي كل شيء عمل على غير مثال سابق . قال العلماء : البدعة خمسة أقسام : واجبة ، ومندوبة ومحرمة ، ومكروهة ، ومباحة . فمن الواجبة : نظم أدلة المتكلمين للرد على الملاحدة والمبتدعين وشبه ذلك . ومن المندوبة : تصنيف كتب العلم ، وبناء المدارس والربط وغير ذلك . ومن المباح : التبسط في ألوان الأطعمة وغير ذلك . والحرام والمكروه ظاهران . وقد أوضحت المسألة بأدلتها المبسوطة في تهذيب الأسماء واللغات ، فإذا عرف ما ذكرته علم أن الحديث من العام المخصوص . وكذا ما أشبهه من الأحاديث الواردة ، ويؤيد ما قلناه قول عمر بن الخطاب  - رضي الله عنه - في التراويح : نعمت البدعة ، ولا يمنع من كون الحديث عاما مخصوصا . قوله : ( كل بدعة ) مؤكدا ( بكل ) ، بل يدخله التخصيص مع ذلك ، كقوله تعالى :( تدمر كل شيء ) ( الأحقاف : 25 ) "

Его (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) слова: «Каждое новшество заблуждение», имеют общий, ограниченный смысл, и смысл его заключается в том, что большинство новшеств есть заблуждение. Языковеды сказали: «(Новшество) это каждая новая вещь, у которого не было ранее аналога». Ученые же сказали: «Новшество делится на пять разновидностей: обязательное, желательное, запретное, нежелательное (карахат) и дозволенное (мубах)».

Из обязательных новшеств: составление доказательств мутакаллимами (ученые по акыде) против атеистов и мубтадиов (людей вводящих нововведения) и их заблуждений. К желательным относятся: составление научных книг, строительство медресе, укрепление границ и другое. К дозволенным относятся: изобилие хорошей еды и другое. А запретное и нежелательное очевидно.

Поистине я разъяснил этот вопрос с доказательствами в книге «Тахзиб асмаъ ва-ллюгъат». Когда ты ознакомился с тем, что я упомянул, ты узнал, что этот хадис общий, ограниченный. Точно также и другие подобные хадисы. Наши слова подкрепляет и то, что сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, про таравих: «Какое хорошее новшество». То, что хадис общий, ограниченный не отвергается словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждое новшество», усиленное словом «каждое», а наоборот употребляется в ограниченном смысле, как в словах Аллаха: «Он уничтожает всякую вещь» (сура «Аль-Ахкаф», аят 25).

[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархин Навави»]

 

 

В "Сахихе" Муслима приводится хадис: 

من سن في الإسلام سنة حسنة كان له أجرها وأجر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أجورهم شيئا، ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أوزارهم شيئا

«Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня».



Сказал Имам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х) в Шархе к Сахиху Муслима, в комментариях этого хадиса:

قوله : ( مَنْ سَنَّ فِي الْإِسْلَام سُنَّة حَسَنَة فَلَهُ أَجْرهَا ) إِلَى آخِره، فِيهِ : الْحَثّ عَلَى الِابْتِدَاء بِالْخَيْرَاتِ وَسَنّ السُّنَن الْحَسَنَات، وَالتَّحْذِير مِنْ اِخْتِرَاع الْأَبَاطِيل وَالْمُسْتَقْبَحَات، وَسَبَب هَذَا الْكَلَام فِي هَذَا الْحَدِيث أَنَّهُ قَالَ فِي أَوَّله : ( فَجَاءَ رَجُل بِصُرَّةٍ كَادَتْ كَفُّهُ تَعْجِزُ عَنْهَا، فَتَتَابَعَ النَّاس ) وَكَانَ الْفَضْل الْعَظِيم لِلْبَادِي بِهَذَا الْخَيْر، وَالْفَاتِح لِبَابِ هَذَا الْإِحْسَان.
وَفِي هَذَا الْحَدِيث تَخْصِيص قوله : " كُلّ مُحْدَثَة بِدْعَة وَكُلّ بِدْعَة ضَلَالَة "، وَأَنَّ الْمُرَاد بِهِ الْمُحْدَثَات الْبَاطِلَة وَالْبِدَع الْمَذْمُومَة، وَقَدْ سَبَقَ بَيَان هَذَا فِي كِتَاب صَلَاة الْجُمُعَة، وَذَكَرْنَا هُنَاكَ أَنَّ الْبِدَع خَمْسَة أَقْسَام : وَاجِبَة وَمَنْدُوبَة وَمُحَرَّمَة وَمَكْرُوهَة وَمُبَاحَة

«В этом хадисе содержится побуждение к совершению добрых дел и закладыванию добрых традиций, а также предостережение от выдумывания недостойных и плохих новшеств. Этот хадис говорит о случае, когда один человек принес мешочек с деньгами, который он еле держал в руках от тяжести. И люди, глядя на него, тоже стали жертвовать деньги. И в этом большая заслуга человека, положившего начало этому доброму делу. Также в этом хадисе содержится разъяснение других слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Всякое новшество является нововведением. Всякое нововведение является заблуждением». Здесь имеется ввиду порицаемое нововведение. Об этом мы уже говорили в «Книге о пятничной молитве». Мы говорили, что новшества делятся на 5 видов: обязательное, желательное, запрещенное, нежелательное и разрешенное".
 
[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархин Навави». Глава Закят/Побуждение давать садака даже в пол финика]