Аль-Байхаки приводит по цепочке передатчиков, что в книге «Манакибу аш-Шафии» написано:

 

«От имама аш-Шафии передают, что он сказал: «Нововведения разделяются на две категории.

Первое – всё, что привнесено из нововведений и противоречит Корану, Сунне, асару, иджме – это «аль-бид'а аз-залала» (т.е. это нововведение, ведущее к заблуждению).

Второе – это всё благое, что привнесено из нововведений и приносит пользу людям, насчет чего нет разногласий среди алимов, – это не порицаемое нововведение. Ведь сказал праведный халиф Умар  по поводу объединения людей в мечети, чтобы совершить коллективно намаз-таравих: «Это хорошее нововведение!» Имеется в виду, что это было новшество, которое не практиковалось ранее.

Эти высказывания о том, что нововведение бывает хорошим и не противоречит слову Пророка ﷺ:

«Остерегайтесь новых привнесений, воистину, каждое нововведение есть заблуждение», - или другое высказывание Посланника Аллаха :

«Если кто-нибудь привнесёт в наше дело (имеется в виду Шариат) нечто новое, не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд Ибн Маджа), - эти высказывания несут общий характер.

 

 

 

 

Так же эти слова привел Абу Нуайм Аль Асбахани (336-430 х/948-1038 м) в книге «Хильятуль Авлия ва Табакъатуль Асфия» слова того же смысла: 


حدثنا أبو بكر الآجُرِّي ثنا عبد الله بن محمد العَطَشِي ثنا إبراهيمُ بن الجنيْد ثنا حَرْمَلةُ بنِ يحيى قال: سمعتُ محمدَ بنِ إدريسَ الشافعيَّ يقول: البدعةُ بدعتانِ: بدعةٌ محمودةٌ وبدعةٌ مذمومةٌ, فما وافقَ السنةَ فهو محمودٌ, وما خالفَ السنةَ فهو مذمومٌ, واحتجَّ بقولِ عمرَ بنِ الخطابِ في قيامِ رمضانَ: نعْمتِ البدعةُ هي

 


«Абу Бакр Аль Аджурри – Абдуллах бин Мухаммад Аль Аташи – Ибрахим бин Джунейд – Хармала бин Йахья сказал:

Я услышал от Мухаммада бин Идрис Аш Шафии, как он сказал: «Бидъа/нововведения бывают двух видов:

1. Хвалимая бидъа
2. Порицаемая бидъа


То, что соответствует Сунне, является хвалимым. То, что противоречит Сунне является порицаемым». И он привел в качестве доказательства слова Умара бин Аль Хаттаба о таравихе: «Какое это хорошее бидъа»».

Источник: Абу Нуайм Аль Асбахани: Хильятуль Авлия: 9/113
Бейрут: Даруль Китабиль Араби: 1405

 

 

Также достоверность этих слов подтвердил Ибн Таймия (661-728 х/ 1263-1328 м) подтвердил достоверность санада и текста этих слов Имама Аш Шафии: 


ومِن هنا يُعرَف ضلالُ مَن ابتدَع طريقًا أو اعتقادًا زعَم أن الإيمانَ لا يتمُّ إلا به, مع العلمِ بأن الرسولَ لم يذكُرْه, وما خالفَ النصوصَ فهو بدعةٌ باتفاقِ المسلمين, وما لم يُعلَمْ أنه خالفَها فقد لا يُسمَّى بدعةً. قال الشافعي - رحمه الله - : البدعةُ بدعتانِ : بدعةٌ خالفتْ كتابًا وسنةً وإجماعًا وأثرًا عن بعضِ أصحابِ رسولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم, فهذه بدعةُ ضلالةٍ . وبدعةٌ لم تُخالفْ شيئًا مِن ذلك, فهذه قد تكون حسنةً لقولِ عمرَ : نعْمتِ البدعةُ هذه! هذا الكلام أو نحوه رَواه البيْهقي بإسناده الصحيحِ في المَدْخَل

«Из этого становится понятным заблуждение того, кто выдумывает путь или какое то вероубеждение о котором думает, что иман будет совершенным только с ним, и наряду с этим знает о том, что Пророк не упомянул о нем. 

То, что противоречит шариатским текстам (насс) является бидъа по единогласию мусульман. А то, что неизвестно, его противоречие с шариатскими текстами, не называется бидъа. Сказал Аш Шафии, рахимахуЛлах:

1. Бидъа которая противоречит Курану, Сунне, иджмаъ и асару от некоторых сподвижников Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям. Это бидъа заблуждения.
2. Бидъа которая не противоречит ничему из этого. Такой вид бидъа будет хорошей из за слов Умара (о таравихе): «Какое это хорошее бидъа».

Эти слова, или им подобные, передал Байхакъи с достоверным иснадом в книге «Аль Мадхаль» (иляс Сунаниль Кубра)».
Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 20/163
Медина: 1425/2004