АБДУЛЛА ИБН УМАР СДЕЛАЛ ДОБАВЛЕНИЕ К ФОРМУЛЕ «ЛАББАЙК»

 

Пророк Мухаммад ﷺ передал нам формулу, которую читают в обрядах хаджа:

«Лаббайка ллахумма лаббайк, лаббайка ля шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нимата лака валь мульк ла шарика лака». 

 

Абдулла ибн Умар,  сын второго халифа Умара ибн Хаттаба  (да будет доволен ими обоими Аллах), известный сподвижник Пророка ﷺ, он был знатоком исламского знания среди сподвижников, добавил к вышеупомянутой формуле Пророкаﷺ слова:

«...лаббайка ва ррагъбау илайка валь амалю» (восхваление).

 

В чём же причина добавления? Разве ибну Умар (да будет доволен им Аллах) не понимал религию и ничего не знал о хадисах-новшествах? Почему он добавил что-то, не сказанное Пророкомﷺ?

 

Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный случай:

«Если кто-то добавит в «Лаббайк» что-либо из поминания Всевышнего, нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) после того, как до него дошли слова, переданные от Пророкаﷺ, хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал Пророкﷺ» (Тирмизи).

 

 

ВНЕДРЕНИЕ ДВУХ РАКААТОВ ПЕРЕД КАЗНЬЮ

 

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб (да будет доволен им Аллах). Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, Хаббаб сказал:

«Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами».

 

После чего его казнили (аль-Бухари).

 

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис:

 

«Хаббаб  был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни».

 

Мы видим, что не было конкретного указания Пророкаﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.

То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

 

 

ДОБАВЛЕНИЕ ВОСХВАЛЕНИЯ В НАМАЗЕ

 

«Мы совершали молитву за Пророком ﷺ, и когда он выпрямился со словами «СамиАллаху лиман хамидах» («Всевышний слышит восхваляющих Его»), тогда человек, стоящий позади, сказал: «Раббана ва лакаль хамду, хамдан касиран тайибан мубаракан фихи» (выражение хвалы Господу). После завершения молитвы Пророк ﷺ спросил:

«Кто произносил слова?»

Тот человек ответил: «Я».

И Пророк ﷺ сказал: «Я видел свыше тридцати ангелов, спешащих записать вознаграждение за эти слова» [аль-Бухари].

 

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил:

«Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка   зикра, если не противоречит переданному» [«Фатх уль-Бари»].

 

 

ХАЛИФ УСМАН ДОБАВИЛ ВТОРОЙ АЗАН ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

 

Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.

Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы не...

 

Имам Бухари передает хадис о добавлении Усманом (да будет доволен им Аллах) второго азана. Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَ النِّدَاءُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ أَوَّلُهُ إِذَا جَلَسَ الإِمَامُ عَلَى الْمِنْبَرِ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ -صلى الله عليه وسلم- وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ -رضي الله عنهما- فَلَمَّا كَانَ عُثْمَانُ -رضي الله عنه- وَكَثُرَ النَّاسُ زَادَ النِّدَاءَ الثَّالِثَ عَلَى الزَّوْرَاءِ

«При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и 'Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой минбар1 . При правлении 'Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв2 , который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура».

 

Бухари называет этот азан «третьим призывом», включая в это число и икамат.


Ибн Хаджар Аль-'Аскалани говорит на этот счет:

والذي يظهر أن الناس أخذوا بفعل عثمان في جميع البلاد إذ ذاك؛ لكونه خليفةً مطاعَ الأمر". إلى أن قال: "وكل ما لم يكن في زمنه -صلى الله عليه وآله وسلم- يسمى بدعة، لكن منها ما يكون حسنا، ومنها ما يكون بخلاف ذلك، وتبين بما مضى أن عثمان أحدثه لإعلام الناس بدخول وقت الصلاة؛ قياسًا على بقية الصلوات، فألحق الجمعة بها، وأبقى خصوصيتها بالأذان بين يدي الخطيب، وفيه استنباط معنى من الأصل لا يبطله

«Очевидно, что в то время люди всех областей приняли этот поступок 'Усмана, так как он был халифом, которому надлежало повиноваться... Все то, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (но введено после его смерти) называется нововведением, однако некоторые нововведения бывают хорошими, а некоторые – нет. Из вышесказанного становится понятно, что 'Усман ввел этот азан для уведомления людей о наступлении времени молитвы. Он уподобил пятничную молитву всем другим, оставив азан и икамат, но выделил ее произнесением второго азана непосредственно перед проповедью имама» [Фатхуль-бари», 2/394].

 

Разве кто-то может оспаривать знания халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), который часто бывал рядом с Пророком ﷺ? Так и мы не можем оспаривать знания сподвижников, ставших свидетелями данного решения.

 

 

БИЛЯЛ ИЗМЕНИЛ АЗАН

 

Хадис: «Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку ﷺ, чтобы взять разрешение для утреннего азана, но ему ответили, что Пророк ﷺ спит. Тогда Билял произнёс в азане:

«Ассалату хайрун мина ннавм» («Намаз лучше сна»). 

Пророк  одобрил это» [Ибн Маджах, Табрани].

 

 

АБУБАКР И УМАР ОБЪЕДИНЕНИЛИ СТИХИ КОРАНА В ОДНУ КНИГУ

 

Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.

Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал:

«Как я сделаю то, что Пророк  не сделал?»

 

Но Умар (да будет доволен им Аллах) был настойчив, он стал приводить аргументы в пользу данного решения. Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Аллах раскрыл мне сердце, и я это понял, как понял Умар».

 

«Он позвал сподвижника Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что записывал откровения Пророка ﷺ, и поручил ему собрать Коран. На что Зайд ибн Сабит ответил:

“Клянусь Всевышним, перенести одну гору для меня было бы легче, чем то, что вы мне поручаете, – собрать Коран воедино. Как вы можете сделать то, чего Пророк ﷺ не сделал?”

Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал ему разъяснять, что в этом есть благо, и тогда Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах) Всевышний открыл понимание данного шага» [аль-Бухари].

Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас. 

 

 

Невольно возникает вопрос:

Сделав что-то, неизвестное ранее, не попали ли СПОДВИЖНИКИ под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?

Конечно, нет!

 

Сподвижники лучше всех знали эту религию и зная этот хадис они все равно постуспили таким образом, следовательно этот хадис не понимается буквально. А как толкуют ученые этот хадис мы приведем в отдельных статьях.